Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, расширяет круг представлений, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства, переживания. Усвоение речи в дошкольном возрасте-необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Речь-ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер-весь психический склад личности выявляется в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно родителям необходимо соблюдать ряд условий:1.Не перегружать ребёнка речевыми занятиями;2.Игры, упражнения должны соответствовать его возрасту;3.В общении с ребёнком следить за своей речью;4.Говорить с ним не торопясь, слова произносить чётко и ясно.
К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к семи годам у ребёнка появляются проблемы с речью. Ребёнок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребёнок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развёрнутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.
За 4 года жизни ребёнок успел накопить значительный объём знаний. Четырёхлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях. К пяти годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2500 слов. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребёнок отвечает развёрнутыми фразами, состоящими  из трёх-четырёх и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчётливее произнесение слов и звуков.
И хотя достижения ребёнка в усвоении правильной речи значительны, тем не менее, речь его ещё должна усовершенствоваться. Так, четырёхлетние дети ещё не всегда могут без помощи взрослого связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неправильное образование некоторых грамматических форм, например, множественного числа существительных (много карандашов).
Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.
Ребёнок пятого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых словах (сова, лиса, коза, зима), но в тоже время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками.
С расширением и обогащением словаря ребёнка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко, «т.е. указать цвет или величину предмета.
Часто ребёнок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому мы обращаем внимание на то, как ребёнок согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спрашиваем его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет: (яблоко большое, стул маленький, шапочка красная , а солнышко жёлтое). Допущенные ошибки обязательно нужно исправлять.
В речи детей наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме». Словесная игра «Чего не стало» упражняет ребёнка в правильном употреблении падежных окончаний имён существительных родительного падежа единственного числа.
Научить ребёнка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно применять словесную игру «Где находится» - взять любую игрушку и , помещая её в разные места, спросить, где зайка? (на столе, под стулом, в коробке, за коробкой…)
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего в повседневном общении с ребёнком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения ребёнка с прогулки или похода в магазин необходимо задать вопросы и добиваться, чтобы ребёнок давал полные ответы.
Очень хорошая игра «Магазин». Сначала ребёнок выполняет роль продавца. Воспитатель покупатель: попросить дать вам предмет, описав его так: длинный, красный им можно рисовать. Ребёнок подаёт карандаш. Затем роли меняются.
На данном возрастном этапе ребёнок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, шорты-одежда; чашка, тарелка, ложка-посуда). С большим интересом дети подбирают слова к определённым глаголам. Например, летит ракета , а что ещё может летать? Ребенок перечисляет: «самолёт, птица» можно дополнить ответ ребёнка, если необходимо исправить ошибки.
Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту, быть понятными ребёнку. При рассматривании картинок учить ребёнка выделять сначала главное, потом-второстепенное. Так, например, если на иллюстрации изображены дети, затем обратить внимание на то, как они одеты. Предложить определить время года, почему он так считает.
Для детей 5-ого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста. Например, при перессказывании  сказки «Гуси лебеди» задаются примерно такие вопросы: Кто унёс Ванюшку? Кто повстречался Маше? Куда гуси лебеди унесли Ванюшку? И т.д. Такие вопросы облегчают пересказ. Передовая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли. Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребёнка.
Очень важно обращать внимание и на звуковую сторону речи. Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идёт в двух направлениях:
1.развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости)
2.совершенствование произношения(правильное употребление звуков, чёткое и внятное произношение слов, умение правильно пользоваться голосом, темпом, интонацией).
Вот некоторые игры и упражнения, они приучают ребёнка слышать и различать разнообразные звуки, находить источник звука.
«Угадай, что я делаю?» ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из взрослых двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает воду, стучит по столу… Ребёнок называет действия, которые производит взрослый.
«Угадай, где звонит?» завести будильник и спрятать его под шкафом, или ещё где-нибудь, ребёнок должен угадать, откуда раздаётся звук, и найти будильник.
«Угадай, чья это песня?» попросить ребёнка внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (с-с-с) и как поёт комарик (з-з-з). Затем попеременно произнося то звук «с», то звук «з», предложить угадать, когда поёт водичка, а когда комарик.
Для произнесения некоторых звуков, сложных слов требуется слаженная и чёткая работа всего артикуляционного аппарата.
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте. На занятиях ребёнок знакомится с миром букв и звуков, которые изучаются в определенной последовательности. Ребёнок учится делить слова на слоги, составлять из букв слова, у него формируется навык звукобуквенного анализа и синтеза, развивается фонетический слух. Это является очень важным условием для успешного обучения грамоте, а в будущем хорошей профилактикой ошибок в письменной речи.
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР «Детский сад №39 «Золотой петушок»
Опыт работы
на тему:«Развитие речи как средства передачи         информации и активизации мышления»
Подготовила: воспитатель
I кв. категории
Сафарова Н.В.
г. Альметьевск

Просмотров: 384
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Наделяева Галина Анатольевна. Значение фольклора в развитие речи ребёнка
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Терентьева Светлана Юрьевна. Ваш ребёнок познаёт мир.
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Бурова Ирина Ашрафовна. Готов ли ребёнок к школе?
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Орлова Зинаида Викторовна. Агрессивный ребёнок
  • Максимова Тамара Витальевна. Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Ребёнок и книга»
  • Подчасова Инна Ивановна. «Уставший ребёнок»
  • Нардекова Светлана Анатольевна. В семье особый ребёнок
  • Бевз Майя Антоновна. Ребёнок и компьютер. Вред или польза.
  • Салимзянова Айгуль Разяповна. «Здоровый ребёнок – в здоровой семье»
  • Галушко Олеся Константиновна. 'Ребёнок — наша опора и светлое будущее'
  • Чурсина Ольга Анатольевна. Консультация для педагогов 'Агрессивный ребёнок в группе'
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Екатерина Александровна Карташова. Консультация для родителей. «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь