Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания. Существует ли адаптация к школе, и можно ли сравнить этот новый этап в жизни ребёнка – переход от дошкольной жизни к жизни школьника - с его первыми днями в детском саду? Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного двухлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины, а самое главное, с первых дней обучения в школе дети перестают быть «одинаковыми» - появляются успешные ученики, и дети, испытывающие явные трудности в обучении.
То есть вчерашние выпускники подготовительной группы, которые демонстрировали примерно одинаковый уровень знаний и навыков, попадая в учебные условия школы, разделяются на «отличников» и «троечников», «двоечников» и «хорошистов». Почему так происходит? Что представляет собой готовность ребёнка к школе? По какому критерию её можно оценить? Установлено, что ранняя неуспеваемость в школе обуславливается несколькими причинами, среди которых можно назвать педагогическую запущенность, психологическую «незрелость» ребёнка, а так же физиологические особенности некоторых детей (низкий слух, плохое зрение). Педагогическая запущенность – одна из самых распространённых причин, по которой ребёнок, придя в школу, испытывает трудности в обучении. Как правило, это дети из неблагополучных семей, не посещавшие детский сад. Они затрудняются называть своё имя и фамилию, имена и профессии членов семьи, не знают буквы, не владеют навыками счёта. Многие из этих детей имеют хорошие интеллектуальные задатки и могут справляться с обучением при условии дополнительных индивидуальных занятий, восполняющих пробелы в их образовании. Психологическая готовность ребёнка к школе так же влияет на поведение ребёнка в условиях школьного занятия. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия. Такой ребёнок будет удерживать внимание на предмете лишь при условии, что учитель обращается именно к нему, и будет совершенно не готов к коллективной работе, которая предполагает совместную работу и интенсивное общение с другими учениками и учителем. Но даже при условии, что ребёнок адекватно воспринимает учебные условия, правильно понимает роль взрослого и умеет работать в коллективе сверстников, возникает вероятность трудностей в обучении, связанная со специфическим отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, своей деятельности и её результатам. Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая». В таком случае потребность ребёнка в демонстративном поведении, будучи неудовлетворённой в учебной деятельности, переходит в сферу «неофициальную» - он становится самым отъявленным хулиганом в классе, либо реализует свою демонстративную функцию через клоунаду и паясничанье, что так же не идёт на пользу обучению. Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им. И конечно же немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни.
|