Консультация для педагогов "Агрессивный ребёнок в группе"
Убеждена, что в каждой группе детского сада есть агрессивный ребёнок – это серьёзное испытание, проверка на терпение и любовь, это источник конфликтов педагога с родителями, сорванные интересные занятия, слёзы, обиды, а порой и травмы детей. Нередки случаи, когда родители требуют избавить группу от маленького агрессора, а дети отказываются посещать детский сад. Однако профессионализм педагога подсказывает, что агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в любви.
В первую очередь очень важно создать такие условия, в которых ребёнок будет чувствовать доброе внимание и принятие со стороны взрослых и сверстников. Для этого нужно стараться поощрять желательное поведение ребёнка, важно отмечать каждый, даже самый маленький добрый поступок ребёнка, каждую его победу над собой, побуждать его помогать другим детям. Агрессивному, несдержанному ребёнку полезно чаще давать трудовые поручения, назначать ответственным за те или иные дела, повышая таким образом его самооценку и давая опыт ощущения социального одобрения. Рукоприкладство же надо пресекать немедленно, чётко объясняя причины недопустимости такого поведения.
Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию, удовлетворять их двигательную активность. Чешский психолог сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Прогулки должны быть достаточно динамичными, используйте спортивный инвентарь. Помогут снять агрессию и спортивные игры. Например, броски. Бросайте в цель мячики, снежки или просто шарики из мятой бумаги и т. д.
Нельзя запретить ребёнку испытывать негативные эмоции, но нужно научить его снимать напряжение социально допустимыми и безопасными способами. Если ребёнок ругается, обзывается, это называется вербальной агрессией. Источником появления «плохих» слов в словаре ребёнка могут стать взрослые, другие дети, герои низкопробных мультфильмов. Эмоциональность, с которой произносятся плохие слова, даёт ему ощущение уверенности и особого напряжения. Поэтому хорошо было бы выразить эту эмоциональность в игре: «Ругаемся овощами». Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Огурец!» — «А ты редиска!» При этом сердитые интонации приветствуются, можно выпустить пар. Можно «поругаться» канцтоварами, мебелью, цветами или деревьями, заодно повторяется классификация и идёт подготовка к школе. Если же дети проявляют настойчивое желание подраться, то можно справиться и с этим. Снова помогут игры, которые помогают контролировать свои движения, снять эмоциональное и мышечное напряжение. Используются игры с правилами, которые устанавливают дети, где каждый участник имеет право сказать «Стоп игра!», в которых существуют законы благородного поединка – пожать друг другу руки, не делать больно, не обзывать.
Конфликт признан психологами нормой жизни. А значит, надо уметь вести себя в конфликте правильно. Детям важно научиться две задачи: договариваться, а если не получилось, то контролировать свои эмоции, свои чувства выражать, но никого не обижать. На помощь могут прийти считалки, игры «Камень, ножницы, бумага». Можно выбрать водящего с помощью жребия. Очень важно, чтобы взрослый поощрял детей, когда им удалось договориться.
Ссор в детском сообществе не избежать. Опыт ссор и примирения помогает детям научиться уступать, прощать, отстаивать свои границы. Помириться труднее, чем поссориться. В этом случае помогут мирилки. Не полезны мирилки, которые обесценивают мирную жизнь детей ( «все ребята забияки и не могут жить без драки»), мирилки – угрозы бойкота ( «кто не станет мириться, с тем не будем водиться»), а также мирилки с грубыми словами. Можно выучить с детьми несколько добрых мирилок:
К нам с тобой подкралась ссора. Надо нам её прогнать. Мы за пальчики возьмёмся. Раз, два, три, четыре, пять,
Подружились мы опять. Очень грустно в ссоре жить, Потому давай дружить! Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
В своей работе я использую методы, которые предложила Баринова Наталья Михайловна, психолог высшей категории, лауреат премии "Грант Москвы" в сфере образования, победитель Всероссийского конкурса "Педагог — психолог России".
- Чурсина Ольга Анатольевна
- Воспитатель
- Структурное подразделение "Детский сад № 17" ГБОУ ООШ № 2 п.г. т. Новосемейкино
- Самарская область Красноярский район городское поселение Новосемейкино
|