Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Выполнила: воспитатель Минчакова Н. Н. 30. 03. 2018 г.о. Химки Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад №46 «СОВЁНОК»
Цель:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве,
- Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
- При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
- Учить детей создавать из бумаги поделку в технике оригами.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающих ракеты.
Скачать: Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь» (полный конспект)
Чтение: Бороздин В. «Первый в космосе».
Иванова И. «Необыкновенные приключения Пети в космосе».
Порцевский К. А. «Моя первая книга о космосе».
Талимонова Любовь «Сказки о созвездиях».
Ход:
-Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
- Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки.
–А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2.
- Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) — А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) — Почему кажется маленьким? (Ответы детей) — Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 млн. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3.
- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое). Слайд №4.
- А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5.
- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)
- Подведём итог: Солнце — источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
- Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.
- Если Солнце — это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
- Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6.
- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Опыт «Звезды светят постоянно».
Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) — дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
- А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
- Что вам это напоминает? (Ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
- На чем мы полетим? (Ответы детей)
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Ракетой в облаках.
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Конструирование из бумаги «Ракета» в технике оригами.
- Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.
- Получившийся квадрат складываем "косыночкой".
- Развернули, потом снова сложили "косыночкой", наметив линии диагоналей.
- Развернули наш квадрат и сложили его пополам.
- Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник".
- Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и с другой стороны.
- Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх).
- Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.
- Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность.
- Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.
- Потом рисуем иллюминатор и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»
-Наша ракета готова к полёту.
- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире. Слайд №7.
- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.
Я хочу стать космонавтом
Надеваю я скафандр
Полечу я на ракете
И открою все планеты.
-Давайте займём свои места.
Физкультминутка «Полет на Марс».
А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх)
Полетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты)
На носки поднимись, (Подняться на носки)
А потом руки вниз (Руки вниз)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх)
Долетели мы до Марса, (потянуться)
Примарсились, отдохнём! (присесть)
Физзарядочку начнём. (из приседа сделать прыжок вверх на двух ногах)
Ой, нас что – то укачало! (наклоны головы вправо/влево)
Закачало, понесло: (покружиться)
То направо, то налево (наклоны вправо/влево)
То назад, а то вперёд! (наклоны вперед/назад)
Закружило, завертело (покружиться)
И на место принесло! (встать прямо)
А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх)
Улетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты)
На носки поднимись, (Подняться на носки)
А потом руки вниз (Руки вниз)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх)
- Ракета набирает скорость.
- Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8.
- Перед вами макет ракеты. Слайд 9. Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.
-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10.
- Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или — Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11, 12.
-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, наша Земля. Слайд 13.
- Какая она по форме? (Ответы детей)
- Какого она цвета? (Ответы детей)
- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14.
-Красивая наша Земля? (Ответы детей). Слайд №15.
- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся — земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.
-Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?
-Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16.
-Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
- У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17.
Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека — невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18.
Динамическая пауза.
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Рефлексия.
- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
- 3 – 2 – 1 пуск.
- Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей)
- Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)
- Как сохранить Землю для будущих поколений?
-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете. Слайд №19.
Литература:
Джон Фарндон "Детская энциклопедия космоса»
Журнал «Сезоны года»
Цветков В. «Космос. Полная энциклопедия»
Мария Яковлева «Научные опыты для детей и взрослых» с 5 — 12 лет
Порцевский К. А «Моя первая книга о космосе»
Яндекс картинки, ресурсы интернета.
|