«Готовность глаз к видению, руку к действию и душу к чувствованию». М. Монтессори
В жизни человек постоянно совершает какие — нибудь действия мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застегивание пуговиц, рисование и т.д. По определению Н.А. Лобановой, А.Г. Соловьева мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость».
Мелкая моторика один из видов моторики. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых например, зависит почерк человека.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее влияние функции речи. Философ И.Кант считал, что «Рука- это своего рода внешний мозг». Физиолог И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Физиолог В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Исследования Т.П. Хризман показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их не специфическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга. Доктор медицинских наук М.М. Кольцова доказала, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после перекладывает из руки в руку, к двум годам он уже способен правильно держать карандаш и ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, лепка.
По мнению Н.А. Лобановой, А.Г. Соловьева для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики имеет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению, деятельности центральной нервной системы.
Таким образом, как писал В.М. Бехтерев: «Удивительная работа по освоению речи происходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Мы можем помочь ей, развивая мелкую моторику рук». Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные, они в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
|