Автор: воспитатель Тарасюк Юлия Анатольевна.
ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга.
«…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Жан-Жак Руссо.
Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими логопедическое заключение: тяжёлое нарушение речи – общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и т.д. Большое стимулирующие влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное пробуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно её частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по море совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции.
Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Таким образом: совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучают память, деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающее речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Формы работы по развитию движений пальцев.
- а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «Флажок», «Киска».
б) Движения сопротивления: игра «Хома – Хомячок».
- Движения пальцев передающие динамические образы: «гармошка» – раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
- Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «Кулак – кулачок», «Ладушки – ладошки».
- Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
- Игры с мозаикой.
- Пальчиковые игры с пластилином.
- Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
- Игры с цветными крышками.
- Действия с ножницами.
- Действия с толстыми нитками.
- Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности, рисование пальчиками по крупе.
- Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую, игры с пипеткой.
- Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
- Действия с мелкими предметами, игрушками.
- Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
- Рисование на бумаге пальчиками.
- Показ сказок пальчиками.
Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась к концу учебного года определённых результатов. По моим наблюдениям у большинства детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, у детей появилась положительная динамика в развитии мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Я рекомендую шире использовать пальчиковую гимнастику, разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук учителям-логопедам, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп и родителям.
Дидактическая игра с цветными крышками
«Собери осьминога»
Как известно, когда ребенок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность. Нам понадобятся любые цветные крышки от пищевых продуктов.
Крышки легко моются, их удобно брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время.
Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.
Дидактическую игру можно использовать в совместной деятельности с детьми, как с подгруппой детей, так и в индивидуальной работе.
Цель. Закреплять представления детей о четырёх основных цветах, учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев.
Возраст детей: 2 – 4 года.
Материалы:
Демонстрационный: картинки с изображением осьминога и морских обитателей.
Раздаточный:
- Крышки среднего размера четырех основных цветов, с нарисованной мордочкой осьминога; к ним прикреплены четыре шнурка того же цвета для нанизывания.
- Крышки среднего размера с нарисованной мордочкой осьминога, к ним прикреплены четыре шнурка (красный, синий, желтый, зеленый) для нанизывания.
- Маленькие крышки четырех основных цветов (10-12 шт. на каждого из детей). В крышках проделаны отверстия.
Ход игры:
Дети сидят на ковре или за столом. Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение мордочки осьминога и определить, кто это. В случае затруднения воспитатель помогает детям (показ картинок с изображением осьминогов, рассматривание: голова, щупальца). Вариант 1. Игра «Собери четырех осьминогов»
Дети под руководством воспитателя отбирают крышечки, соответствующие по цвету имеющейся у них «мордочке», и нанизывают их на шнурки, собирая «щупальца осьминога». В конце работы воспитатель закрепляет концы «щупалец», чтобы они не рассыпались.
Вариант 2. Игра «Собери цветного осьминога»
Воспитатель раздает детям крышки с нарисованной мордочкой осьминога, к которым прикреплены шнурки четырех основных цветов и цветные крышечки с отверстиями для нанизывания. Дети подбирают крышечки того же цвета, что и шнурки, и нанизывают их, собирая «щупальца осьминога».
В конце работы воспитатель закрепляет концы «щупалец», чтобы они не рассыпались.
Список литературы.
- М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют.
Развитие мелкой моторики».
СПб «Паритет» 2002
- Н. В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада».
СПб «Детство-Пресс» 2004
- Е. Ф. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».
Москва «Дом XXI век Рипол классик» 2007
- Т. А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».
СПб «Речь» 2004
|