Работу выполнила воспитатель МБДОУ №76 «Капелька» г. Сургут: Рудь Наталья Геннадьевна
Как говорил известный педагог В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей, на кончиках пальцев». Связь развития руки с развитием мозга доказывают современные педагоги и психологи. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Учитывая выводы ученых, в своей работе по развитию речи детей, большое внимание уделяю различной продуктивной деятельности: пластилинографии, тесто пластике, рисованию пальчиками, пальчиковые гимнастики и другое.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. В связи с этим мною были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Использование новых технологий, которые улучшают качества развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: дать детям новые знания, умения, навыки, закреплять их.
Развивающие: развивать — устную речь, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), художественно-эстетический вкус. Расширять кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение заняться полезным делом
Так же мною были определены эффективные средства по работе в данном направлении. Все средства вам хорошо знакомы.
Прежде чем начинать какую либо из выбранных техник в направлении развития мелкой моторики, необходимо провести массаж, чтобы подготовить детские пальчики к работе. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук.
Рассмотрим более подробно нетрадиционное средство, используемое в работе с детьми по активизации и развитию речи детей, которое я использую чаще всего в своей практике.
Пластилинография. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать шедевры.
Делая определенные физические усилия ребенок, сначала закрашивает пластилином какую-нибудь фигуру, а затем создаёт целые сюжеты. Техника проста, она состоит из следующих действий: мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем.
Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Дети создают лепные картины на горизонтальной поверхности. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.
Пластилинография превращает лепку в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, тренировке мелкой моторики рук.
Рука становится более послушной, более подготовленной для успешного обучения письму в будущем, в школе.
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребёнка и его мышления.
Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно –образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности.
Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются стихотворения, потешки, загадки. Занятия составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. Решаются практические, воспитательно – образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, умения, навыки, познают мир, расширяют свои возможности. Занятие длится 20-25 мин. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.
В процессе работы решаются задачи:
- Развитие мелкой моторики и координация движений рук;
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас;
- Разрабатывать мелкие мышцы руки и координацию пальцев.
Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.
|