В последнее время стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или центральной нервной системы. В чем же причины такой задержки?
Считается, что речь ребенка зависит от степени речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».
Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Развитие мелкой моторики:
- повышает тонус коры головного мозга
- развивает речевые центры коры головного мозга
- стимулирует развитие речи ребенка
- согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
- способствует улучшению артикуляционной моторики
- развивает чувство ритма и координацию движений
- подготавливает руку к письму
- поднимает настроение ребенка.
Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Игры с ребенком раннего возраста для развития мелкой моторики
Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек
- поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
- разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек;
- растирание пальчиков спиралевидными движениями.
Су-Джок терапия
- Массаж Су -Джок шарами. Ребенок выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец в соответствии с текстом стихотворения пальчиковой гимнастики.
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнения с использованием различных предметов
- катание между ладошками и пальцами шариков разного размера, палочек, массажных мячиков, орехов, карандашей с гранями;
- разрывание бумаги, отщипывание кусочков от куска глины или пластилина;
- перекладывание из одной коробки в другую разных мелких предметов, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
- открывание и закрывание разных коробочек, откручивание и закручивание крышек на флаконах, на баночках из-под крема;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
- завинчивание болтов и гаек
Игры с песком
Ребенку можно предложить:
- рисовать на песке пальчиками;
- пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
- рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
- лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.
Игры с прищепками
Ребенку можно давать различные задания:
- снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
- подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
- делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
«Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем»).
«Осень»
Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Выполнение творческих заданий
- Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
- Рисование пальчиками, ладошками.
Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.
|