Программа профессионального саморазвития
педагога: воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20» Исаева Евгения Витальевна г. Дзержинск
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 15
Квалификационная категория: нет
Курсы повышения квалификации: 2018
Дата начала работы над темой: 2019 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2021 год
Форма и место подведения итогов – выступление на педсовете
Скачать конспект
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Обоготить предметно- развивающую среду.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости
пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст
4 Создать картотеку пальчиковых игр.
5 Сообщение для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
6 Мониторинг.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы работы по теме:
I этап (2019 год) – планирование работы: изучение литературы,
формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов
работы;
II этап (2020 год) – Создание информационной базы пальчиковых игр которые были направлены на устранение имеющихся проблем у детей, вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на
перспективное планирование, наметив главную цель:: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка
содержания деятельности.
III этап (2021) – анализ результатов работы, формулирование выводов,
внедрение системы развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности в основной образовательный процесс.
Литература:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Решетник Т, Анисина Е и др «Энциклопедия развивалок» -М.: ООО «ЭКСМО», 2011
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Год
|
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
Результат
|
2019
|
- Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
- Определение цели и задач работы над темой.
- Сообщение для педагогов на педсовете.
|
2019
|
- Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
- Формулировка цели и задач работы над темой
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраст.»
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
|
2020
|
- Формирование методического комплекса
|
2020
|
Папка с разрезными картинками, уголок рисования и лепки, упражнения с бусинами и пугавицами ,упражнения с матрешкой Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».
Информация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
|
2021
|
- Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
- Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
|
2021
|
Наличие результатов работы по теме. Обоготить предметно- развивающую среду. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости
пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст. Создать картотеку пальчиковых игр.
- (создание уголка, изготовление пособий, игр, участие в конкурсах …) самообразования.
- Распространение опыта среди педагогов –публикации
- Фотовыставка «Наши с мамой руки».Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
|
|