Севастьянова Евгения Валерьевна МАДОУ детский сад 10 «Солнышко» г. Кировград
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «мелкая моторика», характеризуется важность ее развития для формирования познавательной сферы детей, перечисляются средства формирования мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации и семейного воспитания.
Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, ранний возраст.
В раннем возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, поэтому задачей педагога является всестороннее развитие личности ребенка. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях Е.В. Грайзер, М.М. Кольцовой, М.С. Рузиной. Авторами доказано, что уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной сис-темой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость» [2, с. 75].
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка [1, с. 27].
Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с мла-денческого возраста на базе общей моторики.
На протяжении первого полугодия жизни овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движения руки по направлению к нему
Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [3, с. 14].
Раннее детство — особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Степень развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста является важнейшей предпосылкой развития таких качеств, как речевые способности, внимание, координация в пространстве, концентрация и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за развитие этих способностей, непосредственно связаны с нервными окончаниями на кончиках пальцев ребенка, поэтому развитие мелкой моторики в процессе специально организованных упражнений и занятий является средством всестороннего развития ребенка раннего возраста.
Для развития мелкой моторики детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи могут быть использованы различные виды игр с предметами (бусинками, прищепками, пуговицами, различными полифункциональными предметами), поскольку ведущей деятельностью в раннем возрасте является именно предметная деятельность. Также для этой цели могут быть использованы игры-эксперименты с песком, водой, землей; включение детей раннего возраста в продуктивные виды деятельности посредством взаимодействия с изобразительными средствами и материалами (пластилин, кинетический песок, полимерная глина и т.д.). Для снятия физического напряжения и развития тонких движений пальцев в режимных процессах и в условиях семейного воспитания педагогами и родителями воспитанников могут быть использованы различные виды пальчиковых игр ( «Пальчики здороваются», «Коза рогатая», «Собираем ягоды», «Гармошка»).
Таким образом, развитие мелкой моторики прямо коррелирует с развитием у детей раннего возраста познавательной сферы (в частности, когнитивных процессов), что требует систематической совместной работы педагогов и родителей с максимальным использованием комплекса педагогических методов и средств для решения данной задачи.
Список литературы
- Акулова И.В. Умные пальчики // Детский сад. Всё для воспитателя. – 2014. – № 4. – С. 26 – 31.
- Грайзер Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 75 – 77.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротре-нинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
|