В дошкольном возрасте ребенок развиваясь, все чаще стремится к обсуждению предметов и явлений окружающего нас мира. Поскольку речевые способности ребенка самым тесным образом связаны с уровнем мышления малыша, правильное и своевременное развитие речи играет немаловажную роль в общем потенциале малыша.
Давно доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Ученые изучавшие психику детей, также отмечают большое влияние функций руки на развитие головного мозга.
Значительную роль на коррекцию речевого развития дошкольников оказывает занятие по развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации наглядно-действенного мышления и развитием речи. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д. Это важно при своевременном речевом развитии. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок. Имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Игры, использующие разнотипные движения пальцев, — особый вид детской забавы во все времена. Проекция кисти в двигательной области коры головного мозга чрезвычайно, близко к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Такие пальчиковые игры оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформулировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального (несловесного) общения.
Детские психологи и педагоги используют в своей практике данные игры и отмечают их эффективность. Сколько игр на белом свете? Сто? Двести? Пятьсот? Больше, гораздо больше! Какие они бывают?
Игры бывают: — домашние и уличные; детские и взрослые; сложные и простые; с правилами и без правил; открытые и закрытые; для развития и развлечения… Целое море игр!
Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев
- использовались изолированные движения каждого из них.
Наибольший интерес представляют игры на расслабление, игры, в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы, игры на разнотипные движения пальцев данной руки делают одно, другой – другое. Приведу перечень некоторых игр: «Сорока – ворона», «Гребешок», «Кошка выпускает коготки», «Лесенка», «Заводные машинки», «Пропеллер», «Утречко», «Братцы», «Гости», «На блины», «У бабы Фроси», «На постой», «Маланья», «Дождик», «Замок», «Апельсин», «Сороконожки», «Тяни – толкай», «Братья – ленивцы» и др.
Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью любых систем дошкольного воспитания. Пальцы маленького ребенка должны развиваться и тренироваться, осязание играет большую роль в развитии речи, обострении тактильных возможностей, тренировки мускульной памяти, подготовки к обучению к письму, в развитии воображения.
Игра с пальцами доступна, понятна детям. Игры, направленные на развитие ловкости, подвижности пальцев.
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность
- учат напрягать и расслаблять мышцы
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
- учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические.
Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений
- учат сгибать и разгибать пальцы рук
- учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- игровые задания должны постепенно усложняться.
- начинать игру можно только, когда ребенок хочет играть.
- никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.
- недопустимо переутомление ребенка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях и длительность их будет составлять не более пяти минут.
При развитии речевых способностей у дошкольников многие родители возлагают большие надежды на занятия и игры малышей в детских школьных учреждениях. Однако в наибольшей степени речевое развитие ребенка, и как следствие, уровень его умственных способностей зависит не только от педагога, но исключительно и от родителей. От того, сколько времени они уделяют малышу, занятиям и играм с ним. Только при ответственном отношении родителей к развитию своего ребенка можно достигнуть уровня речевых способностей, соответствующих возрасту, а работа педагога может лишь укреплять и расширять эти возможности. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять своему малышу и как можно больше общаться и играть с ним. Лишь в этом случае результаты стараний родителей и педагогов будут оправданы – малыш будет расти общительным и развитым во всех отношениях ребенком.
Список литературы:
- Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. 1987. – С.56.
- Мильграм А.А., Залялова А.Г. Адаптивная предшкола креативного развития. 2006. – С.50-52.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – 1997. – С.9-110.
|