Капкаева Ольга Васильевна. Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»

Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»ГОУ детский сад  № 2092 Воспитатель логопедической группы Капкаева Ольга Васильевна г. Москва
У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно – короекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отличают большее стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


На основе проведенных опытов и обследования большего количества детей была выявлена следующая закономерность: ЕСЛИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ, ТО И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ. ЕСЛИ ЖЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ ОТСТАЕТ, ТО ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХОТЯ ОБЩАЯ МОТОРИКА ПРИ ЭТОМ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНОЙ И ДАЖЕ ВЫШЕ НОРМЫ.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной системы речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входить массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Так же подбираются упражнения с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, счетные палочки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют то или иное задание, например:
«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - кончики большего пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«ЧЕЛОВЕЧЕК» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«СЛОНЕНОК» - средний палец выставлен вперед «хобот», а указательный и безымянный – «ноги». Слоненок «идет» по столу.
«КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
(показываю два вида заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками).
В первом виде подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшими стихотворными сопровождениями. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнение выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигурок из кисти и пальцев рук.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

 

НАПРИМЕР:
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Детишек кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе ничего нет!»
При этом, большей палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики, как левой, так и правой руки.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором виде – со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек. В начале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные.
Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.д.).

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводиться в течении нескольких минут,
2-3 раза в день.

ЗНАКОМСТВО СО СЧЕТОМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРКАМИ.


При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
1.    Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
2.    Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
3.    Сосчитать геометрические фигуры изображающие предмет (сколько треугольников, квадратов).
4.    Сосчитать уголки (острые и крупные), входящие в фигурку.
5.    Самому придумать и сложить фигурку.

Конструктор из геометрических фигур сопровождается чтением стихов. Это поможет детям расширить и обогатить словарный запас. Стихи написаны в доступной форме, героями многих из них являются дети, животные, птицы. Это привлекает внимание малышей к речевому материалу, способствует развитию навыков словообразования и подготовят к усвоению школьной программы.

Просмотров: 588
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Коростелева Татьяна Ивановна. 'Таланты детей на кончиках их пальцев' (обучающее занятие для родителей)
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Шишкин Владимир Иванович. Для детей Песня 'Солнышки', стихотворение 'Пять пальцев
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Редактор. Fingerboard - Скейт для пальцев
  • Козаченко Наталья Александровна. Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук
  • Юлия Кумакова. «Способности и дарования детей на кончиках их пальцев»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Речь на кончиках пальцев».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Шацких Валентина Викторовна. Презентация 'Для чего нужна сила пальцев?'
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Назаренко Любовь Викторовна Шугалей Надежда Николаевна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги «Мир на кончиках пальцев» (для индивидуальной работы с воспитанниками второй младшей и средней групп) «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!»
  • Никитенко Елена Владимировна. «Мир на кончиках пальцев»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь