Капкаева Ольга Васильевна. Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»

Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»ГОУ детский сад  № 2092 Воспитатель логопедической группы Капкаева Ольга Васильевна г. Москва
У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно – короекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отличают большее стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


На основе проведенных опытов и обследования большего количества детей была выявлена следующая закономерность: ЕСЛИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ, ТО И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ. ЕСЛИ ЖЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ ОТСТАЕТ, ТО ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХОТЯ ОБЩАЯ МОТОРИКА ПРИ ЭТОМ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНОЙ И ДАЖЕ ВЫШЕ НОРМЫ.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной системы речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входить массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Так же подбираются упражнения с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, счетные палочки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют то или иное задание, например:
«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - кончики большего пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«ЧЕЛОВЕЧЕК» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«СЛОНЕНОК» - средний палец выставлен вперед «хобот», а указательный и безымянный – «ноги». Слоненок «идет» по столу.
«КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
(показываю два вида заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками).
В первом виде подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшими стихотворными сопровождениями. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнение выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигурок из кисти и пальцев рук.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

 

НАПРИМЕР:
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Детишек кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе ничего нет!»
При этом, большей палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики, как левой, так и правой руки.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором виде – со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек. В начале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные.
Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.д.).

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводиться в течении нескольких минут,
2-3 раза в день.

ЗНАКОМСТВО СО СЧЕТОМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРКАМИ.


При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
1.    Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
2.    Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
3.    Сосчитать геометрические фигуры изображающие предмет (сколько треугольников, квадратов).
4.    Сосчитать уголки (острые и крупные), входящие в фигурку.
5.    Самому придумать и сложить фигурку.

Конструктор из геометрических фигур сопровождается чтением стихов. Это поможет детям расширить и обогатить словарный запас. Стихи написаны в доступной форме, героями многих из них являются дети, животные, птицы. Это привлекает внимание малышей к речевому материалу, способствует развитию навыков словообразования и подготовят к усвоению школьной программы.

Просмотров: 594
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Коростелева Татьяна Ивановна. 'Таланты детей на кончиках их пальцев' (обучающее занятие для родителей)
  • Юлия Кумакова. «Способности и дарования детей на кончиках их пальцев»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Речь на кончиках пальцев».
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Шишкин Владимир Иванович. Для детей Песня 'Солнышки', стихотворение 'Пять пальцев
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Редактор. Fingerboard - Скейт для пальцев
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Никитенко Елена Владимировна. «Мир на кончиках пальцев»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Шацких Валентина Викторовна. Презентация 'Для чего нужна сила пальцев?'
  • Рудь Наталья Геннадьевна. Опыт работы «Речь на кончиках пальцев»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Назаренко Любовь Викторовна Шугалей Надежда Николаевна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги «Мир на кончиках пальцев» (для индивидуальной работы с воспитанниками второй младшей и средней групп) «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь