Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возрастаКурманова З.В. учитель-логопед МДОУ №172 общеразвивающего вида,г.Ярославль

На современном этапе в дошкольных учреждениях прослеживается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями. Известно, что дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной паталогией неречевых функций, в том числе с нарушениями мелкой моторики рук. Поэтому проблема остается актуальной и по сей день.

Учеными выявлена тесная связь речевой функции и функции пальцев рук. На протяжении раннего детства четко выступает зависимость- по мере совершенствования моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речи развиваются параллельно, что должно использоваться в работе с детьми- и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых есть нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

 Скачать конспект

Следовательно, главной целью занятий является: преодоление речевых нарушений , совершенствование артикуляционной моторики, развитие словаря и лексико-грамматических категорий путем развития и коррекции неречевых функций( кистей пальцев рук).

Предлагаем фрагмент тематического планирования по развитию мелкой моторики рук.

 

ОКТЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА:   «овощи»

  • Закрепить и углубить знания детей об овощах, классифицировать овощи по одному из признаков, обогащать словарный запас детей путем подбора слов – признаков к словам – предметам. Какой овощ? Цвет, форма
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кистей и пальцев рук с использованием гибкого цветного шнура.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода лепки (тестопластика) – изготовление овощей из теста с применением элементов рисования.

 

2 н.

ТЕМА:   «Поздняя осень»

  • Закрепить у детей представления о признаках поздней осени.
  • Учить   делать сравнительный анализ ранней и поздней осени (отличительные особенности)

 

  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики способствующего укреплению пальцев рук.
  2. 2.Массаж     пальцев рук с использованием мелких камешков.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода ручного труда (бумагопластика); техника – квиллинг: «Гроздь рябины»

3 н.

ТЕМА:   «Домашние птицы»

  • Уточнять представления детей о домашних птицах и их пользе для человека.
  • Закрепить знания детей о повадках домашних птиц, и характерных признаках их жизни
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с легким надавливанием и поглаживанием каждого пальца другой рукой
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционной технике КОЛЛАЖ «Цыпленок» (использование: крупы, перьев, палочки и прутики)

4 н.

ТЕМА : «Перелетные птицы»

  • Уточнять представления детей о перелетных   птицах их характерных признаках, повадках
  • Обогащать словарный запас детей (названия перелетных птиц)

 

  1. 1.Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова по теме
  2. 2.Массаж кончиков пальцев
  3. 3.Применение ручного труда, метода ИЗОНИТЬ и техники КОЛЛАЖ (птичья стая, гнездо и скворечник) используя в работе: жгутики, сено, солому, прутики, веточки

 

 

НОЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА: «Город игрушек»

  • Закреплять у детей общие понятия по теме «Игрушки»
  • Обогащать речь новыми прилагательными, подбирая слова – признаки и слова предметы
  • Совершенствовать речевые навыки работая над словообразованием
  1. 1.Пальчиковая гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Техника «папье-маше» - изготовление цветка с использованием элементов бумагопластики
  4. 4.работа с мозаикой   - (по схеме) – «Городок»

2 н.

ТЕМА: «Моя любимая игрушка»

  • развивать монологическую речь детей (рассказывать о своей группе)
  • обогащать словарь детей с помощью образования новых слов с использованием суффикса (уменьшительно-ласкательного)
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционном способе с использованием цветных ватных шариков. Техника КОЛЛАЖ на готовых образцах

3 н.

ТЕМА:   «Семья»

  • Уточнить представления детей о том, что такое – семья, семейные ценности и родственных отношениях
  • Работа по обогащению словаря за счет прилагательных (какая семья? – большая, дружная, крепкая); подбор слов – действия (мама – печет, папа – читает)
  1. 1.Пальчиковая разминка, направленная на укрепление мышц рук и пальцев
  2. 2.Массаж с легким надавливанием на каждый палец, пальчиками другой руки и загибание пальцев в кулак
  3. 3.Ручной труд – работа с палочками (выложить из счетных палочек «очки для бабушки».
  4. 4.Рисунок на песке – метод «пескотерапия»
  5. 5.Метод бумагопластика – самоклеющаяся цветная бумага

4 н.

ТЕМА : «Одежда и обувь»

  • Расширять представления детей об основных понятиях – одежда, обувь
  • Сравнивать тёплую и легкую одежду
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать в использовании новых слов признаков, словообразование, обогащение активного словаря
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж пальцев с использованием кармашков с пуговицами
  3. 3.Ручной труд (коллаж) – «Укрась шубку и шапку» - с использованием цветных ватных шариков и по средствам бумагопластики используя цветные бумажные салфетки
Просмотров: 1021
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Ханмурзина Гольсина Хафизовна. Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Инедеркина Елена Григорьевна. Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Тема: Цыплята и курочка.
  • Садриева Элеонора Альбертовна. «Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»
  • Гамазина Оксана Александровна. Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Оболенская Татьяна Евгеньевна. Использование «Айрис фолдинг» для развития мелкой моторики рук
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь