Болотова Наталья Викторовна Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района Московская область, г. Сергиев Посад,
Аннотация
В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения. Приведены примеры пальчиковых игр для занятий с детьми, «привязанных» к изучению лексических тем на 1-ый период обучения (сентябрь-ноябрь).
Скачать конспект
Тема «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом.
Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Выявлена полная корреляция движений пальцев рук и моторной стороны речи ребёнка. В этой связи М.М. Кольцова считает, что уровень развития речи дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия нельзя проводить, если ребёнок болен, устал или находится в плохом настроении; не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, ликвидируйте их или поменяйте игру.
- Ребёнку необходимо обеспечить рабочий уголок, хорошо освещённый, с подобранными по росту столом и стулом.
- Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте.
- Необходимо исключить все отвлекающие факторы, как то игрушки, посторонние разговоры и т.п.
- Занятия должны носить игровой характер. Выполняя упражнения, нужно демонстрировать собственную увлеченность. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко. При необходимости детям оказывается помощь.
- Перед началом упражнений следует разогреть ладони поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Не стоит ставить перед детьми несколько сложных задач сразу, т.к. объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
- Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.
Пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
- взрослый выполняет движения руками ребенка;
- ребенок выполняет движения своими руками.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
- учат напрягать и расслаблять мышцы
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
- учат переключатся с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений
- учат сгибать и разгибать пальцы рук
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром.
В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т.к. движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. В работе использую принцип дидактики: от простого – к сложному, количество и степень сложности планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.
Мною был создан банк данных по пальчиковым играм с «привязкой» к лексическим темам для детей дошкольного возраста. К пальчиковым играм подобраны тематические картинки.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ)
Темы
|
Пальчиковые игры
|
Детский сад, игрушки.
|
«Сколько у меня игрушек»
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине…
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне. (хлопок, кулачок)
Раз – ушастый серый зайка,
Два – есть дудка у меня,
Три – сейчас я покажу вам
Очень быстрого коня.
Бурый мишка мой – четыре,
Белка рыженькая – пять… (поочерёдно загибать пальчики)
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать.
|
«Игрушки»
Есть игрушки у меня: (хлопают попеременно в ладоши)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? (хлопают попеременно в ладоши
|
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (разжимают пальчики поочередно,
Это Маша, начиная с мизинца)
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
|
Осень.
|
«Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. ( поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
|
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (пальчики «шагают» по столу)
|
«Осень»
Ветер северный подул, (подуть на пальцы)
Все листочки с липы сдул: с-с-с… (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап, (постучать пальцами по столу)
кап-кап-кап… (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)[1]
|
«Осень»
Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый, (загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно уложить ладони на стол)
|
Фрукты (старшая группа)
Фрукты,
овощи (подготовительная группа)
|
«Апельсин»
Мы делили апельсин; (на каждую строчку
Много нас, а он один. сжимают пальцы рук
Эта долька — для ежа, в кулак, начиная загибать
Эта долька — для стрижа, их с большого)
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу)
|
«Фрукты»
На базар ходили мы, (дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы, (дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины, (дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз — (дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
|
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой (разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку. (разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка, (разгибают средние)
Подбежала Жучка, (разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула. (разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка! (поднимают руки вместе)
|
Грибы. Ягоды
(подготовительная группа)
Овощи (старшая группа)
|
«Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел. (массируют поочередно пальчики, начиная
с мизинца.)
|
«Ягода»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем (загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесем.
|
«Капуста»
Мы капусту рубим, (ритмичные удары ребром ладоней по столу) Мы морковку трем, ( трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим, (указательный и средний палец трутся
о большой)
Мы капусту жмем. (хватательные движения обеими руками)
Мы капусту нарубили, (ритмичные удары ребром ладоней
по столу)
Перетерли, ( трут ладони друг об друга)
Посолили, (указательный и средний палец трутся
о большой)
И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке. ( отряхивают руками)
|
«Огород»
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
|
Я вырасту здоровым.
|
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться
Надо спортом занимать (поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Играет в теннис теннисист
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист. (сгибают пальцы в кулачок,
начиная с мизинца)
|
«Юные спортсмены»
Мы едем на лыжах, (две пробки от пластиковых
Мы мчимся с горы, бутылок кладем на столе резьбой вверх -
Мы любим забавы указательный и средний пальцы встают на них,
холодной поры. это лыжи. как на ноги, и двигаются по столу)
|
«Самокат»
Оставляет на асфальте самокат следы колес. (попеременно
ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Самокат я сам катаю, встану сам, сам разгоню, (делают
шаркающие движения ладоней друг об друга)
Ну а если сам сломаю, сам его и починю! (поочередно загибают пальцы
на обеих руках одновременно)
|
Человек и его тело.
|
«Тело»
Есть на пальцах наших ногти, (загибаем пальчики по одному,
На руках – запястья, локти. начиная с мизинца правой руки)
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна.
|
***
На моей руке пять пальцев, (ритмично сжимать и
Пять хватальцев, пять держальцев. разжимать кулачки.
Чтоб строгать и чтоб пилить, На счет поочередно
Чтоы брать и чтоб дарить, загибать пальчики
Их не трудно сосчитать. на обеих руках)
Раз, два, три, четыре, пять.
|
«Смешные человечки»
Бежали мимо речки (пальцы бегут по рукам)
Смешные человечки.
Прыгали– скакали, (пальцы прыгают по плечам)
Солнышко встречали. (руки на щёки)
Забрались на мосток (сложили мост из рук)
И забили гвоздок, (постучать кулачками)
Потом бултых и в речку (руки поднять, голову опустить)
Где же человечки? (пальцы спрятать под мышки)
|
Продукты питания (старшая группа).
От зерна до булочки (подготовительная группа).
|
«Огород»
В огороде много гряд, (сжимают и разжимают пальцы)
Тут и репа, и салат, (загибают пальцы поочерёдно)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (хлопают в ладоши)
Нас прокормит целый год.
|
«Пирожки»
Мышка зёрнышко нашла, (пальчики бегут по столу)
И на мельницу снесла.
Намолола там муки, (стучать кулачками друг о друга)
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой, (поочерёдно загибать пальчики,
Мышонку – с картошкой, начиная с большого на обеих
Мышонку – с морковкой, руках)
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – (поочерёдно разгибать пальчики,
Аж четыре пирожка: начиная с мизинца, на обеих руках)
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
|
***
Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладонями, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (поочерёдно разгибают пальцы,
начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (обе ладони разворачивают вверх)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (гладят животы)
|
Мой город, моя страна, моя планета.
|
***
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы (хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва. (сгибать, разгибать пальчики)
|
***
На горе мы видим дом,
Много зелени кругом. (хлопок, кулачок)
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает всё забор,
За забором – чистый двор. (поочерёдно загибаем пальчики)
|
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные
пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
|
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (показать «дубок»- растет
от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («сжимать ладонью ладонь»)
|
День народного единства (старшая группа).
День народного единства, я и моё настроение (подготовительная группа).
|
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы ритмично сжимаются в «замок»
и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной
руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные
пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять. (одновременно касаемся подушечками
пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
|
***
Живут в России разные (энергично сжимать и разжимать кулачки)
Народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву, (соединить большой и указательный
пальцы правой руки)
Другим – родной простор. (соединить большой и средний)
У каждого народа (соединить большой и безымянный)
Язык свой и наряд. (соединить большой и мизинец)
Один черкеску носит, (соединить большой и указательный
пальцы левой руки)
Другой надел халат. (соединить большой и средний)
Одни – рыбак с рожденья, (соединить большой и безымянный)
Другой – оленевод. (соединить большой и мизинец)
Одни кумыс готовит, (круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мед. (тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень, (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим – милей весна, (приседают, поглаживают «траву»)
А Родина – Россия («Домик»)
У нас у всех одна.
|
Домашние животные (старшая группа).
Домашние животные и птицы (подготовительная группа).
|
«Коготочки»
У Кошкиной дочки (поджать подушечки пальцев правой руки
На лапках коготочки к верхней части ладошки. Большой палец
Ты их прятать не спеши прижать к указательному.
Пусть посмотрят малыши! Произносить громко «Мяу». Несколько раз можно. Продолжать игру со второй рукой. В заключении провести двумя руками)
|
«Козочка»
Шел старик дорогою, (идти пальчиками по столу,
показать пальчиками
Нашел козу безрогою. рога, постучать пальчиками по столу, снова
Давай коза, попрыгаем , показать рога, погрозить пальчиком)
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
|
«Уточка»
Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу,
переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собой,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец, большой палец)
И среднего, и меньшего, (загибают средний палец и мизинец)
И самого любимого. (загибают указательный палец)
|
«Поросята»
(пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
("фонарики")
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)
|
Домашние птицы (старшая группа).
Перелётные птицы (подготовительная группа).
|
«Домашние птицы и их птенцы»
Есть у курицы цыпленок, (большие пальцы поочередно
касаются остальных, начиная с мизинца)
У гусыни – есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши (показывают пальчики, играя ими)
Все красивы, хороши! (шевелим ладошками в разные стороны)
|
«Котенок»
(бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха)
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
|
«Нашей ласточке»
Наша ласточка – касатка,
Ты в свою родную хатку (попеременно ударяют кулак о кулак ,
ладонь о ладонь)
Смело прилетай!
Здесь весной ты оперилась,
Здесь летать ты научилась, (помахивают скрещенными ладонями)
Для тебя здесь рай…
Стены гнездышка побелишь,
Пухом донышко застелешь
Для птенцов своих. (поглаживают ладонь левой руки ладонью
и тыльной стороной ладони правой руки попеременно)
Что глядишь ты, недотрога,
На мальчишек наших строго? (попеременно ударяют кулак о
кулак, ладонь о ладонь)
Ты не бойся их!
|
«Скворечник»
Мы построили скворечню
Для веселого скворца, (постукивают кулаками друг об друга)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца. (сводят руки над головой – «скворечник»)
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том: (попеременно ударяют кулак о кулак ,
ладонь о ладонь)
Мать, отец и скворушки
Черненькие перышки. (ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза)
|
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Использованная литература:
1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.
3. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. С.62-65.
4. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. 2006. №10.
5. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.
6. Ольга Новиковская: Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2011.
7. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М: Издательство «Ювента», 2008.
|