Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».

Статья: «Познание мира через пальцы рук».

Составила: Воспитатель Первой квалификационной Категории ГБДОУ д/с №1 Колпинского района Санкт-Петербурга Колесова Н.А. 2019г.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «Руки опускаются», «Руки не доходят», «Из рук вон плохо», «Легкая рука», «С легкой руки» и т.д.

Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, на сколько глубокий смысл в них заложен.

 

Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показательной силы кисти правой руки школьников за последнее десятилетие показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Замечено, что дети, совершающие, многочисленные, оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, т.к. по видимому речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

«Истоки способности и дарований детей находятся на кончиках их пальцев., — Писал В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее, ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Вы никогда не задумывались над тем, почему в экономически развитых странах так мало творческих людей и настолько ограничены маленькие дети? А это все потому, что достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где ребенок вынужден все делать сам своими руками. Стихия детского разума проявляется там, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Развитие функций руки и речи в ходе эволюции человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции руки в мозге человека. В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и создательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеют почти такую же протяженность, как все остальное тело.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Вспомните, например, как вы разговариваете с кем-нибудь и рассказываете, какую юбку или сумочку видели недавно на распродаже. Особенно комично это смотрится со стороны, когда видишь, как кто-нибудь разговаривает по телефону и, описывая красивую шляпку, задействует обе руки, зажав телефонную трубку плечом. Да-да, причем так поступают не только женщины! Мужчины тоже частенько в ораторском порыве задействуют обе руки, забыв, что разговаривают по телефону и собеседник их в принципе не может видеть.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большего количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выяснена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов – и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движение руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность, или координация зрительно двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразителной стадии (до 9-10 лет).

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить (читать, мыслить). А тренировка тонких движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ответ на вопрос «Почему это так?» кроется в том, что около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близка от речевых зон. Именно несовершенство такой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.

Поэтому большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми. Логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировки движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Помните, что очень многое зависит от установки. Будем называть такие упражнения играми. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребенка с миром. Игры по тренировке пальцев лучше начинать с детьми 6-7 месяцев с так называемой пальчиковой гимнастики, и проводить ее по возможности систематически, по 3-5 минут в день. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движение с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется и дети выполняют их активнее.

С десятимесячного возраста можно давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком при развитии мелкой моторики кисти можно следующие виды деятельности:

  • «Пальчиковый театр»
  • Выкладывание узоров из мелких камешков и круп
  • Завязывание и развязывание шнурков, узелков и т.д.
  • Застегивание и растягивание пуговиц различной величины
  • Комканье сжимание пористых губок, бумаги (для тренировки мускулатуры кисти рук)
  • Лепка из глины, теста, или пластилина
  • Рисование руками, пальцами
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц
  • Нанизывание колец различной величины на стержень
  • Перематывание цветных клубочков ниток
  • Складывание и кубиков домиков, машинок и т.д.
  • Собирание мозаики по возрастающей сложности
  • Собирание пирамидки, матрешки
  • Узнавание предметов на ощупь.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Просмотров: 642
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Козаченко Наталья Александровна. Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Капкаева Ольга Васильевна. Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Каракина Ксения Сергеевна. Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка.
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь