Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания
- учить пересказывать художественный текст.
Коррекционно – развивающие:
- Расширять знания детей о домашних животных и птицах;
- Развивать самостоятельную связную речь;
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
Оборудование: макет фермы, демонстрационный материал (домашние животные, птицы – игрушки). Предварительная работа: поговорить о домашних животных: почему называются домашними, какую пользу приносят людям.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Детям загадываются загадки, они запоминают отгадки и показывают соответствующих животных на «ферме».
Траву жует, молоко детям дает. (корова) Своих охраняет, на чужих лает. (собака) Щиплет, гогочет, пропустить не хочет. (гусь) Пятачок да спинка, а на спинке щетинка. (свинья)
Видишь яркий гребешок, к нам спешит наш … (петушок)
2. Объявление темы:
Логопед: сегодня мы отправимся на ферму и посмотрим, как животные там живут.
Игра «Путаница» ( «Кто где живет?») Логопед предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.
Например: Кошка живет в конуре. – Кошка живет в доме.
Лошадь живет в свинарнике. – Лошадь живет в конюшне. Куры живут в конюшне. – Куры живут в курятнике. Корова живет в доме. – Корова живет в коровнике. Собака живет в курятнике. – Собака живет в конуре.
Игра «У кого пропал детеныш?»
На полянке выставлены животные и их детеныши по парам. Затем логопед одного
детеныша убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».
3. Чтение рассказа В.Осевой «Кто хозяин?»
Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе
ухаживали за собакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин.
Спор всегда кончался ссорой.
Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его
на землю. Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и
бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.
— Моя, — сказал Коля. Ваня промолчал.
Вопросы:
Как звали собаку? Какая она была? Где Коля и Ваня подобрали Жука? Что с ним случилось? Чего хотелось каждому из мальчиков?
Что случилось однажды в лесу? Что сделал Ваня? А Коля? Кто прибежал на шум? О чём спросил лесник?
Что ответил Коля?
Почему Ваня промолчал?
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.
5. Пересказ рассказа детьми.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Пальчиковая гимнастика
Почему не спят котята?
Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Почему они не спят?
Почему буфет открыли, (Поочередно загибают пальцы, начиная с большого,
Чашку новую разбили. сначала на правой, а затем на левой руке)
Уронили барабан, Поцарапали диван? Почему их лапки Влезли в чьи – то тапки?
С молоком разбили плошку, Разбудили маму – кошку. Почему порвали книжку? Потому что ловят мышку! (Пальцами изображают коготки – «ловят мышку»)
В.Степанов
6. Составление описательных рассказов детьми.
Логопед предлагает детям выбрать себе понравившееся животное и попробовать описать его по предложенному алгоритму
Кто это? Чем покрыто тело? Какого цвета? Какие части тела есть?
Какие звуки издает? Что кушает? Где живет? Как называются детеныши?
7. Итог занятия
Логопед (подводит итог занятия):
Давайте вспомним, где мы были в гостях, каких животных там видели.
Как назывался рассказ? Как звали собаку? Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
|