Консультацию подготовила воспитатель ГБДОУ №52 Дворянчикова Татьяна Алексеевна
"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения" Платон
Ребёнок начинает слышать звуки музыки, ещё не родившись. Начиная с незатейливой маминой колыбельной, и на протяжении всей жизни, звучит музыка. Сегодня музыке отводится значительная роль в воспитании детей. Именно она, как никакое другое искусство, способна дать ребенку понимание красоты, утонченности, развить его чувственность и творческие способности. Ещё во времена Древней Греции, педагогика считала музыку главным «рычагом» воздействия на нравственное поведение человека. Например, Платон видел музыкальное искусство в качестве основной государственной системы воспитания. Еще с древности люди заметили, что звук обладает сильнейшим воздействием. Спокойная музыка вызывает ощущение покоя, радости, любви, гармонизирует эмоциональное состояние не только взрослых, но и малышей. Особенно благотворно сказывается на состоянии психики, а значит, и настроении, классическая музыка.
Детство – самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. И поэтому, малышам следует слушать классическую музыку с самого рождения, так как у него формируются музыкальные способности, и он учится постигать этот прекрасный язык. Классическая музыка соответствует гармоничным законам природы, поэтому, композиторы нередко вдохновлялись природой, природными явлениями.
Учёные утверждают, что классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. А для маленьких детей классическая музыка особенно полезна. Однако важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом, регулярное прослушивание классических мелодий детьми положительно влияет на развитие мозговой деятельности, стимулирует память, нормализует эмоциональное состояние малыша – снимает тревожность, успокаивает, развивает творческое и логическое мышление, формирует коммуникабельные навыки, воспитывает силу воли, целеустремлённость, терпеливость, усидчивость, любовь к труду, а также помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
С чего начать знакомство с классической музыкой? Несомненно, с Петра Ильича Чайковского. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры. Это балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Наверное, каждый слышал о его операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
Другой детский композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Юный Моцарт начал творить, когда ему еще не было 6 лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество. Считается, что именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан ритм чередования тихо-громко, который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга. Доказано экспериментальным образом, что дети, которые с младенчества слушают классическую музыку быстрее развиваются как творчески, так и умственно.
Классическая музыка будит воображение, прививает культуру, улучшает эстетический вкус у всех без исключения, особенно у детей.
Особенно хорошо для начала прослушивать вместе, ведь проведённое вместе время – это самое ценное для малыша. Например, вместе смотреть, как по стеклу скользят дождевые капли и слушать Шопена или Бетховена, или еще кого-нибудь. Можно включать классическую музыка как фон, когда ребенок занят делом — играет, строит, конструирует. Можно рисовать под музыку и пытаться ее изобразить. Слушайте классическую музыку! Классическая музыка даёт нам связь с прошлой эпохой, позволяет с ней сблизиться, вносит необычное в повседневное. И ваш малыш красоту классической музыки пронесёт через всю свою жизнь.
Успехов Вам в воспитании своих малышей!
Спасибо за внимание!
Подробнее ознакомиться с данным материалом Вы можете в источнике:
- Гульянц Е.И. «Детям о музыке», «Аквариум», Москва, 2011г.;
- Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?», «Просвещение», Москва, 2013 г.;
- Лунин В. В. «Волшебная мелодия», «Речь», 2014 г.
|