Оформление результатов исследовательской работы в формате научно-исследовательской статьи.
Черепанова Екатерина Викторовна
Научный руководитель: Трофимова Елена Давыдовна,
Нижнетагильский государственно педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия
Аннотация: в статье проанализировала проблему адаптации детей младшего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации по средствам музыки. Охарактеризовала понятие «адаптация» и её основные компоненты, возможности музыкальной деятельности в процессе адаптации.
Ключевые слова: адаптация, музыка, музыкальная деятельность, младший дошкольный возраст.
Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения[1].
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ.
Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие.
В своих работах изучали влиянием музыки на организм человека такие ученые как В. М. Бехтерев, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курта, С. В. Шушарджан и многие другие.
Рассмотрим основные теоретические понятия, используемые в нашем исследовании и кратко их охарактеризуем.
«Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.» [2. c.10]
В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации.
- Подострая фаза или собственно адаптация.
- Фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того «различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
- тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений». [5. c. 4-5]
Музыка – искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка – искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счёт специальных средств выразительности: лада метроритма, мелодии, гармонии, формы.
Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.
Музыкальная деятельность играет огромную роль в жизни каждого ребенка и значительно облегчает адаптацию детей в детском саду.
Далее рассмотрим виды детской музыкальной деятельности, к ним относится:
- слушание-восприятие музыки;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкально-дидактические игры.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольную образовательную организацию.
Способствовать процессу адаптации поможет музыка. Известно с древнейших времен, что музыка оказывает на человека огромное влияние. В работах В. М. Бехтерева и других ученых появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение [5 с. 132].
С помощью музыкального ритма, считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные) [5 с. 98].
Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический.
Музыка является источником особой детской радости. Раннее общение ребёнка с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.
Музыкальная деятельность может существенно повлиять на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, поскольку способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и способна улучшить психоэмоциональное состояние, снизить чувство тревожности.
Список использованной литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации
- Азыева Г. А., Федорова И. А. «Сотрудничество с родителями в предупреждении дезадаптации детей к ДОУ». Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г. 128с.
- Давыдова О. И., Майер А. А. «Адаптационные группы в ДОУ» Методическое пособие: М. ТЦ «Сфера» 2005г., 128с.
- Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
- Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. –М., 1916. -13 с.
|