Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В дошкольное учреждение приходят дети с разной степенью социальной готовности. Это обусловлено неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и многими другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени успешно адаптироваться к условиям детского сада.
Скачать конспект
Ежегодно в нашем детском саду 150 детей раннего возраста находятся на адаптации. Как правило, новые дети начинают посещать дошкольное учреждение с середины августа. Предположительно, полная адаптация ребенка к детскому саду должна закончиться через 2 месяца, т.е. в середине октября. На самом же деле к этому сроку около 80 детей остается в острой или подострой фазе адаптации, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом и психическом состоянии (ребенок горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи, требует, чтобы рядом была мама), а так же нарушением сна, снижением аппетита, регрессом в речевом развитии. Все эти проявления
- негативно отражаются на здоровье самого ребенка, делают невозможным общение ребенка, прежде всего со сверстниками.
- усложняют работу воспитателя, не дают возможности в полной мере реализовывать образовательную программу и выполнять режимные моменты
- вызывают недовольство со стороны родителей
Проанализировав ситуацию мы пришли к выводу, что часто причинами затянувшегося
периода адаптации являются не только индивидуальные особенности ребенка, но и
не готовность родителей к сотрудничеству в вопросах создания благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. Например, родители
- Делают перерывы в посещении детского сада. Речь здесь идет не о болезни и других уважительных причинах, а о поощрении желания ребенка не ходить в детский сад. Несколько дней дома не помогут малышу лучше адаптироваться. Но зато он быстро поймет, что посещение детского сада необязательно, и будет добиваться своего всеми силами.
- Пропускают адаптационный период. Есть родители, которые торопятся поскорее выйти на работу, порой отдают детей в детский сад сразу на полный день.
- Плохо отзываются о воспитателях в присутствии ребенка
- Не соблюдают распорядок дня до поступления в детский сад. Известно, что дети, которые дома жили вне определенного режима, в саду испытывают дополнительный стресс
Все эти моменты подтолкнули нас к поиску новых форм взаимодействия с родителями вновь поступающих детей. В апреле 2018г. нами было принято решение о начале проектной деятельности.
ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ПЕРИОД
- Нами был разработан пилотный вариант проекта «Ребенок пошел в детский сад, как помочь ему и себе».
- Создан банк данных будущих воспитанников
- Проведены мероприятия по изучению родительских интересов и потребностей в виде анкетирования.
Родителям было предложено выбрать формы сотрудничества с педагогами:
- Которые они считают наиболее интересными и эффективными
- В которых они сами готовы принять участие
С учетом результатов опроса родителей, был скорректирован план мероприятий
по реализации проекта. Сам проект стартовал в мае 2018г.
ПРОЕКТ «РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД,
КАК ПОМОЧЬ ЕМУ И СЕБЕ»
Цель проекта: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами проекта являются следующие:
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
- Оказать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по проблемам адаптации ребёнка к условиям детского сада
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях
- Способствовать преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
Ожидаемые результаты проекта:
- Разработана и реализована система мероприятий по взаимодействию специалистов ДОУ с родителями, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ,
- Повышен уровень родительской компетенции в вопросах взаимодействия с ребенком в период адаптации к детскому саду
- Сокращен период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, дети легче привыкают к новым условиям, снижена заболеваемость детей.
Сроки реализации проекта: май – октябрь 2018
Участники проекта: родители, воспитатели, старший воспитатель, заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, музыкальный руководитель
Разрабатывая мероприятия по реализации проекта, мы выделили 3 адаптационных этапа, от которых и будут зависеть формы взаимодействия с родителями
- На пороге детского сада
- Уже детсадовец
- В детский сад с улыбкой
В рамках данного проекта работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации. Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса: обмен мнениями, идеями, чувствами.
Перечислю методы взаимодействия детского сада и семьи на каждом этапе
|