Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 1598 города Москва Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду Авторскую разработку Подготовила Воспитатель высшей квалификационной категории Карпович Виктория Николаевна Москва, 2013 г. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду (из опыта работы)
Прошло лето, осенью ребенок идет в детский сад, кто его там ждет. Многие вопросы беспокоят ребенка: «Кого я увижу в детском саду?», « С кем я буду играть?», « Как меня встретят?». Ведь именно от того, как пройдет первый день может зависеть успешность и длительность адаптации ребенка к новому коллективу группы и новым игровым помещениям. Ребенку, родителями и педагогами необходимо выстраивать отношения между собой.
Скачать: Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду (полный конспект)"
С одной стороны это налаживание контакта между родителями и детьми. Ребенок всё лето провел в кругу близких людей. Он привык, что кто-то всегда рядом, прейдет на помощь, если потребуется. Но вот настает утро, он идет в детский сад, приходится прощаться до вечера с родителями. В этот момент очень важно, чтобы именно родитель нашел необходимые ребенку слова, помог ему почувствовать, что он идет в родную группу, где его ждут, и рады будут видеть. Важным моментом в этот период является продумывание родителями с ребенком определенных ритуалов прощания и встречи, и тогда ребенок без труда будет отпускать родителей на работу, в детский сад идти с хорошим настроением. Другая, не менее важная роль отводится воспитателю по созданию благоприятной атмосферы в группе. Ребенка необходимо встретить ласковыми словами, дать почувствовать, что его очень ждут, что его знают, ждут и любят, ведь именно принятие ребенка окружающими является основным залогом успешной адаптации дошкольника. В педагогической литературе предлагается много вариантов, как ребенку помочь наладить взаимоотношения с окружающими и облегчить привыкание к условиям группы. Педагогам рекомендуют разрешить детям приносить с собой в группу любимую игрушку, книгу, шкатулку с « сокровищами», альбомы с семейными фотографиями. Это, безусловно, способствует созданию более раскрепощенных взаимоотношений. Ребенок с интересом включается в диалог, рассказывает истории о своей игрушки или книге, с кем и где он провел лето. Между детьми и педагогами возникают темы для бесед, появляется диалог, что является важным моментом взаимодействия с окружающими в массовых группах детских садов и особенно актуальным в группе для детей с нарушениями речевого развития. Логопедические группы комплектуются из детей, посещающих массовые группы детского сада, и из детей, ранее не посещавших дошкольного учреждения. Состав таких групп очень разнообразен в силу психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи. Особенно ярко это проявляется в период адаптации. Например, во время игры, когда предлагают передавать мяч в кругу друг другу и называть свое имя, дети не могут более 3-5 минут удерживать внимание, проявляется расторможенность, нетерпение, выкрики, агрессия на замечания педагогов и детей. В такой ситуации необходимо использование педагогических приемов, объединяющих детей. Детям надо почувствовать, что они в общности, но при этом с уважением отнестись к личности каждого ребенка. Традиционно, хорошим способом такого взаимодействия, являются коллективные совместные творческие работы взрослых и детей. Продуктивная деятельность привлекательна еще и тем, что ребенок быстро видит результат. А если педагог грамотно организует сам процесс, то эта работа будет способствовать развитию речи, познавательной активности, моторных функций. Еще важно, на наш взгляд, чтобы получившийся результат (картина, сюжетная лепка и т. д.) не только служили украшением группы, но и были бы функциональны: дети могли бы что-то менять, играть с этим. Познакомим вас с одним из видов такой работы, проводившимся в сентябре в период адаптации детей в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями. Коллективная работа « Дерево нашей группы».
Дерево всегда являлось символом благополучия, а по философии Фэн-Шуй дерево, украшенное драгоценными камушками, считается деревом счастья. Для педагогов этот момент очень интересен, ведь детей можно сравнить с драгоценными камнями нашей жизни, а работа с ними сравнима с работой « ювелира». Педагоги стараются раскрыть красоту детей все с новой и новой стороны. Символом нашей группы для детей с общим недоразвитием речи (третьего уровня) стало дерево, которое сделали педагоги вместе с детьми. А украсили его медальоны с фотографиями детей, воспитателей, младшего воспитателя, логопеда и психолога, работающих с этой группой детей. Педагогическую работу можно условно разделить на три этапа: 1. Активизация словарного запаса и знаний детей по лексической теме «Осень»; 2.Изготовление дерева; 3.Использование дерева в повседневной жизни группы. 1. Активизация словарного запаса и знаний детей по лексической теме «Осень» В период адаптации мы не проводим занятий в традиционном смысле этого слова. Дети сидят в кругу на ковре, и педагог беседует с ними, стараясь услышать каждого ребенка. Вопросы, задаваемые детям: Какое наступило время года? Какое время года было перед осенью, будет после осени? Как вы догадались, что наступила осень? (стало холодно, желтеют и облетают листья, дует холодный ветер, идет дождь, небо пасмурное, птицы улетают в теплые страны) Какие вы знаете названия деревьев? Чем отличаются кусты и деревья? Как меняются деревья осенью? С клена падает лист, какой? (кленовый) С березы? С дуба? С тополя? С рябины? С помощью чего дерево держится в почве? (корни) Как называется часть дерева, где находятся ветки и много листьев? (крона) Какие основные части дерева вы знаете? (ствол, крона, корни) Затем педагог достает заранее выпиленные из фанеры части будущего дерева: подставку-крестовину, ствол, крону дерева. Беседа продолжается: Для чего нужна крестовина, что она заменяет? (корни дерева) Что она придает нашему дереву? (устойчивость) Как можно изменить дерево, чтобы оно стало осеннее? Какие цвета красок будем использовать, чтобы раскрасить крестовину, ствол и крону дерева? После этого все перемещаются за большой овальный стол. 2.Изготовление дерева В процессе данной работы педагоги хотели познакомить детей с новой техникой: оттиск раскрашенных кленовых листьев. Предварительно на прогулке педагоги с детьми собрали опавшие листья. Нам было интересно, смогут ли дети сами догадаться, что нужно делать? У детей было много предположений: приклеить листья клеем к кроне дерева, вставить их в отверстия кроны и раскрасить. И тут один мальчик, знавший технологию оттиска, предложил раскрасить листья в разные цвета и сделать на кроне их оттиск. Он, с помощью педагога, показал, как правильно приложить листочек, прижать края и, не смещая, аккуратно его убрать. Итак, дети разделились по группам: одни раскрашивали ствол и крестовину, другие раскрашивали крону дерева и делали оттиски кленовых листьев. Хотелось бы отметить, что некоторые дети настолько увлеклись творческой деятельностью, что и в свободное время брали необходимые материалы и создавали в парах и по одному осенние картины.
На следующий день изготавливали медальоны. Ведь была идея сделать не просто осеннее дерево, а дерево – символ нашей группы! Для медальонов дети вырезали из плотного цветного картона круги диаметром 6 см, приклеили на них свои фотографии. Сделали дырочки в медальонах, продели цветные шнурки и закрепили их на кроне дерева в выбранном, по желанию детей отверстии. Получилось эффектное осеннее дерево, украшенное фотографиями всех детей группы и педагогов, работающих с ними. Материалы необходимые для изготовления « Дерева нашей группы». Дерево: • Крестовина, ствол дерева, выпиленные из осины, крона дерева из фанеры с отверстиями по количеству детей и педагогов группы. • Гуашь, кисти разной толщины и текстуры • Кленовые листья Медальоны: • Плотный цветной картон, из которого вырезались круги диаметром 6 см • Фотографии детей и всех взрослых, работающих с этими детьми • Ножницы, клей • Цветные шнурки, для продевания в отверстия в медальонах и закрепления в отверстиях на кроне дерева • деревянные бусины, для закрепления медальонов с обратной стороны кроны, и завязывания шнурка на бант. 3.Использование дерева в повседневной жизни группы. «Здравствуйте, я пришел!» Каждое утро, приходя в группу, дети подходят к дереву и вывешивают свои медальоны. У них есть возможность выбирать место на кроне дерева, цвет шнурка и бусины. Детям очень нравится, когда у них есть право выбора, они могут каждый день что-то изменить. Всю эту работу дошкольнику из логопедической группы одному выполнить сложно (по нашим обследованиям многие дети до 6,5-7 лет не умеют завязывать шнурки на бантики), поэтому на помощь всегда готов прийти педагог или товарищ. Только важно, чтобы ребенку оказали именно помощь, а не делали за него. В этот момент происходит диалог между ребенком и педагогом, или детей между собой. Ребенок выбирает и рассказывает, куда, рядом с кем он хочет повесить свой медальон. Для наблюдательного педагога появится картина взаимодействия между детьми. Вечером, когда ребенок уходит домой, он снимает свой медальон с дерева. «Давайте познакомимся!» В период адаптации проводится много различных игр на знакомство дошкольников и педагогов друг с другом. Дерево поможет стеснительным и новым ребятам выйти из затруднительных ситуаций впервые дни пребывания в группе. Часто новичок, в силу своей стеснительности не может подойти к ребенку и спросить, как его зовут. Ему проще подойти к дереву, привлечь внимание педагога и, указав на медальон с фотографией, спросить как зовут того или иного ребенка. Варианты игр- знакомств с использованием медальонов с фотографиями: Для игр необходимо: мешочек, медальоны с фотографиями детей и педагогов. 1. Дети с воспитателем располагаются на ковре. У всех в руках медальоны с фотографиями. Воспитатель держит в руках пустой мешочек, назвав свое имя, кладет внутрь свой медальон, дети хором повторяют имя педагога. Далее мешочек передается по кругу следующему ребенку, ребенок громко называет свое имя, кладет медальон внутрь, дети хором повторяют его имя и мешочек передается дальше по кругу. 2. Как только все медальоны собраны, педагог достает один медальон, а все дети хором называют имя ребенка. 3.Когда имена выучены, игру можно усложнить и внести в нее элементы развития пространственного мышления. Педагог предлагает детям отгадать, о каком ребенке идет. Например, вынув медальон, педагог говорит: «Этот ребенок сидит между Аней и Ваней, о ком идет речь?» Или:« Этот ребенок находится справа от Оли и слева от Миши, о ком идет речь?». С помощью такой игры у детей происходит запоминание имени, внешнего облика ребенка, происходит активизация понятий справа, слева, между.
Дети становятся в круг, убирают руки за спину, педагог проходя сзади кладет им в руки медальоны и по команде :« Раз, два пара Славы и …. встаньте возле меня. Названный ребенок смотрит на медальон в руке, называет имя ребенка изображенного на нем, подходит к нему и становится с ним в пару возле педагога. Если ребенок не может назвать имени то он, подойдя к ребенку изображенному на медальоне знакомится, и встает в пару. Названный ребенок говорит: « Раз, два пара Коли и… встаньте за меня». Когда все пары выстроятся получилась колонна из пар и дети начинают играть в ручеек, но выбирая напарника называют его имя и строятся в пару. ( Я выбираю ……). В такой игре дети учатся называть ребенка по имени, знакомиться с ним задавая вопрос, отвечать на поставленный вопрос, строиться парами друг за другом …… «Кто сегодня не пришел?» Подойдя к дереву, дети могут определить, кто уже пришел в детский сад, а кого еще нет. Для усложнения задачи и развития внимания, педагог предварительно убирает не вывешенные медальоны. Ребята смотрят друг на друга и определяют, кого нет. Конечно, этот прием можно использовать, когда дети уже знакомы друг с другом, выучили имена. «Кто дежурный?» Для выделения дежурных на их медальоны заранее педагог прикрепляет символы: рыбка- дежурный по аквариуму, цветок –поливаешь цветы, цветные карандаши- помогаешь воспитателю готовиться к занятиям, чашка – помогаешь младшему воспитателю накрывать на стол. Ребенок, подходя к дереву, уже с утра планирует свою деятельность. Если ребенок вдруг забыл, то другие дети обязательно об этом напомнят. «Ловкие пальчики» Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, слабой координации, плохой согласованности действий глаз и рук. Так же, по нашим наблюдениям, у детей за летний период ухудшаются приобретенные ранее навыки. Если работу проводить с первых дней, то навыки быстро активизируются. В процессе закрепления медальона с фотографией на дереве происходит сложная точно координированная работа рук и глаз. В момент захвата пальцами правой руки шнурка и левой рукой медальона, продевание шнурка в отверстие, нанизывание бусины, завязывание на узел и завязывание ни бант идет активная работа двигательной области коры головного мозга. Эта область расположена рядом с речевой областью, что дает возможность оказывать большое влияние на развитие речи ребенка.
«Кто первый?» Очень удобно использовать мешочек с медальонами для определения очередности в различных играх и занятиях. Общеизвестно, что когда дети начинают игру, то среди них всегда возникают споры кому быть первым. Конечно, можно использовать считалки. Но, по нашим наблюдениям, даже при этом происходят споры, о том, что ребенок неправильно посчитал и дети начинают все заново. Эмоциональные проблемы детей, посещающих логопедическую группу, особенно усугубляют ситуацию. Дети часто не могут начать считалку и агрессивно, настойчиво, с выкриками отстаивают свое первенство. Когда воспитатель вынимает медальон из мешочка, называет имя ребёнка, дети, как правило, спокойно его слушают. Этот же способ используется при определении очередности при рассказывании. Мы заметили, что такой способ определения очередности работы очень помогает педагогу избежать конфликтных ситуаций во время занятий и игр, учит детей самостоятельности. Дети могут сами организовать игру, без лишних споров определить ведущего. Это способствует лучшему контактированию детей между собой. Они учатся быть партнерами в совместной деятельности, учатся спокойно вести диалог, договариваться, обсуждать сложившуюся ситуацию. Постепенно у них появляются представления о коллективе, о том, что они все взаимосвязаны и зависимы друг от друга.
|