Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Педагог-психолог д/с№20 Пустоселова Е.М.
Что такое адаптация?
Возраст ребёнка с 1 до 2-2, 5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Скачать презентацию
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Степени адаптации
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плачь, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи – в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Невротические реакции при тяжелой адаптации
Рвота
Пристрастие к личным вещам.
Наличие страхов.
Неуправляемое поведение.
Стремление спрятаться от взрослых.
Истерические реакции.
Тремор подбородка, пальчиков.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
Беседы с родителями;
Анкетирование;
Наблюдение за ребенком;
Развивающие игры.
Беседы с родителями могут проходить при совместной прогулке с детьми и родителями до поступления в детский сад (1-й шаг)
Адаптационный лист ребёнкаФамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_______________ дата поступления в ДОУ___________
Информационный материал для родителей содержит:
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад
Памятка для родителей по режиму дня детей поступающих в детский сад
Анкета «Прогноз адаптации»
Памятка для родителей «Как помочь своему ребёнку в период адаптации»
Советы врача педиатра
Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
По рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающим сбором трав;
Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
Освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на месяц);
По возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка.
Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т.д.);
Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);
Исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта
Совместно с педагогом-психологом воспитатель, используя необходимую литературу составляет картотеку игр, главная цель которых вовлечь ребёнка в игру, помочь установить контакт со сверстниками и взрослыми.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
|