Смирнова О. М.
Развитие науки и быстрое изменение технологий ведет к тому, что большие массы людей вынуждены перемещаться вслед за изменением условий труда и работы (Блинова, 2009). Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к стрессовым сдвигам в организме ребенка-дошкольника, предъявляет повышенные требования к нему для скорейшего освоения новой информации (А. Г. Асмолов, 2000). Ребенок, попадая в детское учреждение, с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной в особенностях поведения детей, живущих в Петербурге от момента рождения, с другой. – неосознанно навязывают в поведении элементы той культуры, в которой они родились (А. Дмитриев и др., 2009).
Толерантность — это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества (Декларация.., 2005). Следовательно, это не «терпимость», как часто сообщается в средствах массовой информации, но умение взаимодействовать «на равных» (Е. И. Николаева, 2002).
Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов, как с детьми, так и с родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями Санкт-Петербурга. Для такой работы необходимо проведения исследования, показывающего, с одной стороны, болевые точки проблемной адаптации ребенка–мигранта, с другой, позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми.
В то же время подобных работ, прежде всего на материале Санкт-Петербурга, явно недостаточно (Е. И. Николаева, Е.Ю. Ковалева, 2003).
Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова (Е. И. Николаева, М.Л. Поведенок, 2003). Это позволить ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект (И. Н. Андреева, 2007). Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей-мигрантов, приехавших в Санкт-Петербург и стран ближнего зарубежья (В. Малахов, 2014). Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта.
Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.
Объект исследования: процесс адаптации детей из семей мигрантов.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.
Были поставлены следующих задач:
- Проанализировать современные подходы к проблеме адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в процессе адаптации их ребёнка в условиях ДОУ.
- Изучить факторы, влияющие на процесс адаптации детей мигрантов в условиях ДОУ.
- Сравнить параметры эмоционального интеллекта как у детей, так и у родителей, относящихся к трем группам: постоянные жители Санкт-Петербурга, внутренние и внешние мигранты. Внутренними мигрантами в данной работе называются взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других районов Российской федерации, внешними – взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других стран.
Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональный интеллект как детей, так и взрослых, прибывших из других стран, будет ниже, чем у граждан России, как постоянных жителей Санкт-Петербурга, так и внутренних мигрантов, приехавших в наш город из других регионов страны.
Методики экспериментального исследования: авторская анкета для родителей, методика определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (В. Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина, 2005), проективная методика «Рисунок семьи» (Б. Сэлби, 1995); Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М. А. Нгуен, 2008); Проективная методика «Три желания» (М. А. Нгуен, 2008); Методика «ЭмИн» (Люсин Д.В., 2006)
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 123 Центрального района, г.Санкт-Петербурга.
Результаты исследования и их обсуждение
Данные анкетирования на определение исходного статуса детей-мигрантов показали, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. Именно в последних семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребёнком дома на своём родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОУ. Родители- внешние мигранты не посещают театры, музеи, культурные мероприятия, т.е. не знакомятся с традициями и не интегрируют в культуру города и страны, в которую они приехали.
Уровень адаптации к условиям ДОУ детей постоянных жителей соответствует высокому уровню. Данные по мигрантам показывают, что среднее значение показателя максимально приближено к высокому уровню адаптации. Если же учитывать стандартное отклонение, т.е. разброс между границами данного показателя, то оказывается, что у мигрантов уровень адаптации находится ближе к диапазону границ по среднему уровню адаптации ребёнка в ДОУ.
Данные свидетельствуют о том, что у детей из семей внешних мигрантов уровень адаптации ниже, чем у детей из семей внутренних мигрантов; а уровень адаптации детей из семей внутренних мигрантов ниже, чем у детей из семей постоянных жителей Санкт-Петербурга.
Анализ симптомокомплексов (групп признаков, полученные при анализе рисунка семьи ребенка), дал следующее. В семьях внутренних мигрантов ситуация более благоприятна, чем в семьях внешних мигрантов, где выявлено самое низкое значение этого показателя среди всех групп испытуемых.
Согласно методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», уровень эмоционального интеллекта у детей из семей местных жителей выше, чем у других групп испытуемых.
Данные, полученные с помощью второй методики — «Три желания», показывают, что уровень эмоционального интеллекта детей из семей местных жителей выше, чем детей из семей мигрантов. При сравнении детей из семей внутренних мигрантов с детьми из семей внешних мигрантов, можно отметить, что у первой группы уровень эмоционального интеллекта выше и приближен к значению местных жителей.
Результаты, полученные с помощью методики «ЭмИн», свидетельствуют, что наименьшее значение общего эмоционального интеллекта выявлено у родителей — внешних мигрантов, однако значимых различий между родителями разных групп не обнаружены. Это связано с тем, что у родителей-внешних мигрантов возникают сложности только при взаимодействии с людьми чужой культуры.
У родителей внутренних мигрантов среднее значение общего эмоционального интеллекта выше, чем у остальных групп испытуемых и фактически совпадает со средним значением у родителей, постоянных жителей Санкт-Петербурга.
Таким образом, данные исследования позволяют констатировать тот факт, что дети внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации и эмоционального интеллекта. Их родители хуже других описывают эмоции представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов не отличаются от детей постоянных жителей Санкт-Петербурга по параметра эмоционального интеллекта.
Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОУ детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения: учёт исходного уровня статуса семьи детей мигрантов; повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре Санкт-Петербурга; развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе; формирование толерантной обстановки в группе детского сада; системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
Библиография
- Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта//Вопросы психологии. -2007. — №5. — С. 57– 65.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов; Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.
- Блинова М. Современные социологические теории миграции населения. М.: КДУ, 2009.
- Декларация принципов толерантности: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО, 16 нояб. 1995 г. // Проблема толерантности и экстремизма [Электронный ресурс] — 2013 – Режим доступа: http://www. tolerance. ru/declar. html. – Дата доступа: 16. 04. 2013.
- Дмитриев А., Жуков В., Пядухов Г. Миграция. Конфликт, безопасность, сотрудничество. М.: РГСУ, 2009.
- Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
- Николаева Е.И. Толерантность и тоталитарное сознание. Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности поведения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.23-31.
- Николаева Е.И. Ковалева Е.А. Некоторые подходы к оценке толерантных установок у детей дошкольного возраста. В кн.: Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С.100-105.
- Николаева Е.И., Поведенок М.Л. Оценка психологической толерантности у детей дошкольного возраста. В кн.: Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С.106-108. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2013.
|