Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Институт семьи за последние десятилетия претерпевает серьезные изменения: падение рождаемости, рост числа разводов, неполных семей, рост числа асоциальных семей, не желающих воспитывать своих детей, особенно с патологиями. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению семьи и семейного воспитания.
Р. Бернс, В. Титаренко отмечают, что доминирующее влияние семьи приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействия. Ранний и младший дошкольный возраст, в котором ребенка определяют в ДОУ, приходится на импринтинговый пик детства. В этот сложный, особенно для ребенка с психофизическими отклонениями, период на семью накладывается необходимость взятия на себя наравне с передачей знаний, развитием личности ребенка, передачей ролевого поведения, функции по социализации и социальной адаптации детей, к чему родители, зачастую, бывают не готовы [3]. Многие родители отмечают нарушения в поведении, привычках, предпочтениях и потребностях детей при их переходе в новые условия дошкольного учреждения, что объясняют во многом «влиянием внешних обстоятельств». Наблюдения Аксариной Н.М. указывают, что нарушения у детей чаще вызываются «резкой переменой привычных для детей приемов воспитания» со стороны родителей, которую они не замечают [2].
По мнению ряда исследователей, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. «Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад определяет характер его адаптации. Чем уже круг общения ребенка до поступления в учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с преподавателями и со сверстниками» [6].
Исследователями отмечается важность развития самостоятельности для хорошего самочувствия ребенка и установления контактов со взрослыми и другими детьми в детском саду. С. Теплюк отмечает, что ребенок с ЗПР не умеющий есть, одеваться и раздеваться в детском саду будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что отрицательно скажется на самочувствии. «Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет отвлечься от переживаний, сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками» [5].
Влияние семейного воспитания на адаптацию детей с ЗПР рассматривается с позиции нарушений в семейных взаимоотношениях.
По А.И. Захарову, тяжело адаптируются дети с ЗПР, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за количества страхов, неуверенности в себе, общей эмоциональной неустойчивости [4]. А.Е. Личко, В.Н. Посысоев, Э. Г. Эйдемиллер и др. отмечают, что неправильные типы воспитания (гипо- и гиперопека, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность), не способствуют формированию у ребенка таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, навыки делового общения, тем самым снижают его адаптационные возможности [6].
Некоторыми авторами рассматриваются личностные особенности самих родителей в качестве фактора, влияющего на «привыкание» к детскому саду. «Существенной причиной затруднений адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе» [1].
По А.И. Захарову, непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет адаптацию в дошкольном учреждении [4].
Итак, влияние семейного воспитания на адаптацию к ДОУ рассматривается психологами с различных позиций:
- совпадения домашнего режима с режимом детского сада;
- влияния структуры семьи и типа семейного воспитания;
- нарушений в семейном воспитании;
- существования конфликтов в семье, «невротизирующих детей и создающих нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола»;
- влияния личностных особенностей самих родителей.
Важно отметить, что особенно негативное значение для адаптации детей с ЗПР приобретают нарушения в семейном воспитании и конфликты в семье.
Литература
1. Адеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии.– 1997.– №4.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.– М.; 1997.
3. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.– СПб.: Союз, 1997.
5. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.– М.: Айрис–Пресс, 2005.– 112 с.
6. Макшенцева Л.В. Преодоление дезадаптации младших дошкольников в детском саду //Психолог в детском саду.–2004.–№1–с.24–48.

Просмотров: 1307
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Консультация для родителей: Адаптации детей в детском саду
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Клюева Оксана Васильевна. Консультация для родителей «Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению»
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Кошкарова Ирина. Рекомендации по адаптации детей в детском саду.
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь