Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Актуальность исследования. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-психологическая готовность к общению в текущее время считается необходимым условием становления личности уже во время дошкольного детства. Базовые личностные качества и психологические отличительные черты ребенка складывающиеся в самом начале детского онтогенеза, имеют огромное значение для его дальнейшего становления. Общение считается важной составляющей личной сферы и гарантирует возможность социально-психологической адаптации ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с иными людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают главное воздействия не только на положительную совместную деятельность, но и на грядущий социальный статус ребенка в современном обществе. Анализ научной литературы, посвященной исследованию общения, его роли и воздействию на психическое и личностное становление ребенка показывает, что данная проблема находится под пристальным вниманием исследователей.

 

Общение дошкольников исследовалось в работах Т.А. Репиной[4], Н.В. Клюевой[2], В.C. Мухиной, [3] М.И. Лисиной[1], О.О. Папир[5].

М.И. Лисина [1] отмечает, что в дошкольном возрасте дети ищут в сверстнике партнера для обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности.

Н.В. Клюева [2] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетноролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Как полагает В. С. Мухина [3], успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

В исследовании Т.А. Репиной [4] позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников

Исследование О.О. Папир [5], выполненное под руководством Т.А. Репиной, показывает, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной бездейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздейств? ий на партнера, общительность

Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника. В основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворят m коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению. Формирование навыков общения в дошкольном возрасте является залогом гармоничного развития ребенка.

Целью нашего исследования является и зучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования:

  1. теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  2. эмпирические: тестирование
  3. методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных

Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:

  • Методика изучения представлений дошкольника о состояниях сверстника (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой) — целью которой является выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника.
  • Методика изучения коммуникативной компетентности дошкольников «Картинки» (по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной) -целью данной методики является выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками: умение понимать чувства других людей, принять точку зрения другого человека, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации.
  • Методика «Изучение коммуникативных умений» (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) — целью которой является изучение коммуникативных умений у детей.

Исследование показало, что к высокому уровню отнесено 5 детей (25%) детей. Дети смогли верно оценить эмоциональное состояние партнера по общению; дети проявили желание помочь сверстникам в случае неудачи в делах. К среднему уровню отнесено 3 детей (15%). Дети не всегда смогли правильно оценить эмоциональное состояние партнера по общению, игре; дети не всегда могли оказать помощь партнеру. К низкому уровню относятся 12 детей (60%). Данные дети не смогли оценить эмоциональное состояние партнера по общению в разных ситуациях: обиды, радости; дошкольники не смогли объяснить причину грустного настроения ребенка, получившего наказание; дети не проявили желания помочь сверстникам.

Результаты исследования коммуникативной компетентности дошкольников по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной) полученных в ходе данного эксперимента, показал, что к высокому уровню отнесено 3 детей (15%) детей. Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию вербального воздействия: «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню, как надо». К среднему уровню отнесено 6 детей (30%). Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию ухода от ситуации или бесконфликтное решение в пользу других. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 11 детей (55%). Дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию агрессии для решения конфликта либо уход от ситуации.

Анализ результатов, показал, что к высокому уровню отнесено 2 детей (10%) детей. Данные дети показали умение решать возникающие конфликты, умение договариваться, что говорит о том, что данные дети могут проявлять гуманные отношения к сверстникам. К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 6 детей (30%). Данные дети не всегда способны найти общее решение со сверстниками, не всегда делятся с ними, к результату деятельности своему и партнера относятся по-разному: иногда свой хвалят, а партнера, наоборот, критикуют обидными словами. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 12 детей (60%). Данные дети не умеют договариваться, решать споры, не делятся с партнерами по делу, не оказывают помощь другу, замечают ошибки только у партнера, ругают его работу. Дети не обладают гуманными проявлениями в общении.

Анализ результатов, полученных с помощью указанных методик, показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками имеют низкий уровень оценивания эмоционального состояния партнера по общению в разных ситуациях, высокий уровень агрессии в решении конфликтных ситуации, а также менее ориентированы на разрешение трудностей и совместную деятельность.

Следовательно наша гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками позволит р азработать программу психологической помощи по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, а также рекомендации воспитателям по данной проблеме. ?

Список литературы:

  1. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 390 с
  2. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. — 333 с.
  3. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Академия, 2002. — 440 с
  4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
  5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
Просмотров: 683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Елена Киселева. Программа для детей старшего Дошкольного возраста: «Учим детей общению»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь