Цаплина Ольга Витальевна. Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.

Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.

НИР

Проблема общения считается одной из сложных и главных проблем современной психологии. Изучению общению детей дошкольного возраста сейчас посвящено большое количество работ. Ведущими учеными, исследующими проблему общения дошкольников являются М.И. Лисина[1], Л.Я. Лозован[2], Б. Д. Парыгин[3], Н.В. Клюев[4], А. А. Леонтьев[5], в своих книгах и научных статьях.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

 

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.

Исследования М.И. Лисиной[1] показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

По мнению Л.Я. Лозован[2] коммуникативные навыки, являются необходимым условием для развития личности ребенка. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками разных видов деятельности.

Б.Д. Парыгин[3]утверждал, что Общение является необходимым условием любой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия

Н.В. Клюева[4] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом и т.д.

А. А. Леонтьев[5] говорит, что способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.

Проблема развития коммуникативных навыков, межличностных отношений дошкольников является весьма актуальной на сегодняшний день. Таким образом наблюдения за детским общением позволяют сделать вывод, что в детских коллективах присутствует высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей, дети, с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Все это указывает на необходимость психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Таким образом, актуальность поднятой проблемы определяется наличием коммуникативных трудностей и несформированностью коммуникативных навыков у старших дошкольников. Вышеописанные научные основания были учтены при разработке программы.

Целью нашего исследования является изучение особенностей психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

В ходе исследования использовался следующий комплекс методов исследования:

  • Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
  • Эмпирические: тестирование
  • Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Мы провели исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас. В качестве испытуемых были взяты 40 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:

  1. Методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности;
  2. Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
  3. Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой;

Вначале нами была проведена методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности. Результаты, в полученные в ходе применения методики, при первичной диагностике в экспериментальной и контрольной группах показали, что более половины детей экспериментальной группы, а именно 13 человек (64%) относятся к 3 группе (группе риска), для таких детей характерны: трудности во взаимодействии со взрослыми и вступают в контакт лишь по инициативе взрослого, они предпочитают минимизировать контакты со сверстниками, даже их полное отсутствие, они предпочитают одиночные игры без речевого сопровождения.

В свою очередь, дети контрольной группы в количестве 4 человек (19%) и 10 человек (51%) характеризуются средней и хорошей адаптацией, вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствуют себя спокойно.

Далее была проведена методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 5 детей (25%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Средний уровень имеют 6 дошкольников (30%), у этих детей наблюдается частичное сходство рисунков: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Низкий уровень показали 9 детей (45%). На их рисунках в узорах видны различия или вообще нет сходства. В процессе взаимодействия дети не могли договориться и прийти к общему мнению, каждый настаивал на своем или, наоборот, замыкался в себе и не шел на контакт.

В свою очередь, в контрольной группе 8 детей (40%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. 9 детей (45%) имеют средний уровень сформированности действий, что означает среднюю продуктивность в совместной деятельности, умеренный взаимный контроль хода выполнения прорисовки узоров, частичную взаимопомощь в процессе рисования. И лишь 3 ребенка (15%) показали низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий: в процессе рисования узоров им было сложно договориться и прийти к общему мнению в рисунке.

Затем мы провели методику «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленная на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Исходя из полученных результатов можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника имеют 2 ребенка (10%). Дошкольники при ответе на вопросы находили разные способы ответа: использовали какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Можно отметить, что у данной группы детей сформировалась произвольность в общении со сверстниками.

Средний уровень развития контекстного общения имеют 9 детей (45%). Дети в этой группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры.

Низкий уровень продемонстрировали 9 детей (45%), что свидетельствует о несформированности контекстного общения.

Полученные результаты первичной диагностики свидетельствуют о наличии низких показателей развития коммуникативных навыков в экспериментальной группе и адекватных в контрольной: для них характерны минимальные контакты со сверстниками, иногда даже их полное отсутствие у некоторых дошкольников; ощущалась скованность и напряженность во время взаимодействия; наблюдались ссоры детей друг с другом, что проявлялось в игнорировании мнения и пожеланий сверстников; наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в некоторых парах испытуемых были спор и требование, а также диагностировалась несформированность контекстного общения.

Все дети нуждаются в своевременной поддержке специалиста, в первую очередь педагога-психолога. С этой целью нами была разработана программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

Программа включала 12 занятий с дошкольниками экспериментальной группы, была рассчитана на срок до 12 недель, частота проведения занятий один раз в неделю. Методической основой составленной программы послужили рекомендации авторов: О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Кряжева, Н. Клюева, К. Фопель, Е. Лютова. На занятиях использовались такие методы как психодиагностические игры, коммуникативные игры, ролевые игры.

Разнообразие занятий и смена одной деятельности на другую привели к тому, что дети не уставали, заинтересованно выполняли задания. С большим желанием дошкольники выполняли совместные и индивидуальные упражнения, в ходе реализации программы дети проявляли большую активность, фантазию в придумывании рассказов и рисовании.

С целью определения эффективности программы было проведено повторное диагностической исследование.

Повторное исследование было проведено нами с использованием тех же психодиагностическим методик.

Результаты повторной диагностики уровня сформированности коммуникативной деятельности по методике М.И. Лисиной показали, что в экспериментальной группе на 15 % (3 человека) вырос уровень хорошей адаптации, что означает развитие способности детей без страха и стеснения вступать во взаимодействие как со сверстниками, а также повышение навыков общения; на 20 % (4 человека) выросли показатели средней адаптации, что означает положительную динамику в отношении взаимодействия детей друг с другом, а также их включения в общение и совместную деятельность; на 35% (7 человек) снизился показатель группы риска, что положительно повлияло на эмоциональный фон в коллективе дошкольников, дети стали общаться, высказывать свое мнение, понимать свои чувства, а также чувства другого, сопереживать и др.

В контрольной группе не произошло существенных изменений по результатам этой методики.

По методике «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной при повторной диагностике в экспериментальной группе были выявлены следующие показатели: высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками вырос с 25% (5 детей) до 45 %, что составило 4 испытуемых. Это означает, что данные дети стали более продуктивны в совместной деятельности, стали активнее вступать в совместное обсуждение, научились приходить к общему решению, и, что не маловажно, смогли аргументировать свою точку зрения, осознавая и не боясь ее выражать; средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками также вырос с 30% (6 дошкольников) на 45%, что составило 3 испытуемых. Это означает, что данные дети также повысили свою способность вступать во взаимодействие со сверстниками или взрослыми, пусть и частично; низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, в свою очередь, снизился на 35%, что составило 7 испытуемых. Это означает, что в экспериментальной группе значительно уменьшилось количество детей, испытывающих трудности во взаимодействии, вступающих в конфликты между собой, не умеющих найти общее решение, четко выразить свое личное мнение по повод выполнения испытания и не понимающих замысел своего товарища по паре.

В контрольной же группе явных изменений в результатах нами не было выявлено.

Далее нами была проведен сравнительный анализ результатов в экспериментальной группе по методике «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленной на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что в экспериментальной группе вырос высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника со сверстниками с 10% (2 ребенка) до 40%, что составило 8 испытуемых. Такие дети характеризуются следующими особенностями: при ответе на вопросы находят разные способы ответа: используют какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Эти дети находят способы верных ответов и отдавали отчет в своих ошибках, часто сами поправляют себя в процессе игры.

Средний уровень развития контекстного общения снизился на 5% (1 человека) и составил 40% (8 человек). Это характеризуется тем, что дети в данной группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры. Скорее всего, это связано с тем, что ребенок перешел в группу с высоким уровнем развития контекстного общения в ходе реализации предложенной нами программы работы.

Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%), что свидетельствует о снижении несформированности контекстного общения на 30% что составило 6 испытуемых. Дошкольники в данной группе часто отвечали «запрещенными» словами. По окончанию игры они говорят, что не употребляли этих слов или уклоняются от ответа, молчат. В свою очередь, в контрольной группе показатели не изменились.

Таким образом, в контрольной группе изменения практически не произошли. В экспериментальной группе, показатели социально-коммуникативных навыков улучшились, данные, представленные в диаграммах и качественном анализе это подтверждают. Дети стали более общительными, проявляют интерес друг к другу, заметно повысился интерес к познавательному и личностному общению, дети охотно взаимодействуют со сверстниками, произвольность поведения улучшилась, наблюдается потребность ребят в доброжелательном внимании и сотрудничестве, стремление к взаимопомощи и сопереживанию чувств другого.

Исходя из этого, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что разработанная программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками, основанная на результатах первичной диагностики, будет высокоэффективна при условии, если она будет направлена на формирование у детей эффективных коммуникативных навыков; освоение навыков бесконфликтного общения, положительного опыта сотрудничества, была подтверждена.

Список литературы:

  1. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  2. .Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
  3. Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития
  4. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. — 333 с.
  5. А. В. Батаршев «Диагностика способности к общению».
Просмотров: 353
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Киренкова Ольга Леонидовна. Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Конспект НОД по развитию творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивных видах деятельности в подготовительной группе 'Афиша для клоуна'
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь