Киренкова О.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 121», г. Череповец
Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники, способные строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.
В исследованиях К.Н. Поливановой, А.Г. Рузского, Л.С. Римашевской, Т.В. Сенько, А.Д. Кошелева, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной, В.Г. Утробиной подчеркивается мысль о том, что для полноценного развития дошкольникам необходимы содержательные контакты со сверстниками.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.
Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт развивающейся личности. Сотрудничество необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия [2].
Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Т. И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Е.В. Субботский и др.).
По мнению исследователей, своеобразие образовательного процесса в детском саду, разнообразное содержание совместной деятельности педагогов и детей, возможность интеграции разных видов детской деятельности открывают большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками в процессе решения совместных задач.
Формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками – сложный процесс, предполагающий согласованность профессиональных усилий всех его субъектов и, прежде всего, воспитателей и педагога-психолога, которые обладают определенным арсеналом средств социально-коммуникативного развития дошкольников.
Понятие «интеграция» прочно закрепилось в педагогической теории и практике в качестве дидактического принципа (В. С. Безрукова, О.Г. Гилязова, Н.С. Сердюкова и др.). Применительно к дошкольному образованию говорят о предметной интеграции (интеграция образовательных областей) и деятельностной интеграции (интеграция разных видов детской деятельности вокруг игровой деятельности). Однако интеграция как процесс целостного объединения технологий изучена не достаточно как в теоретическом, так и в методическом плане.
Интеграция в нашем понимании рассматривается с точки зрения объединения педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие навыков сотрудничества у дошкольников средствами психолого-педагогической деятельности.
Педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих совместную деятельность педагога и дошкольника с ориентацией на достижение планируемого результата. Анализ современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе ДОУ, показал, что эффективным средством развития сотрудничества у детей дошкольного возраста является проектная технология.
Сущностные характеристики проектной технологии (принятие общей цели, совместное переживание мотивов, согласование действий в совместно-разделенной деятельности, разделение ответственности за полученный общий результат) позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества [2].
Наш опыт использования проектной технологии позволяет судить о том, что работа над проектом способствует овладению дошкольниками всеми компонентами конструктивного сотрудничества: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Однако динамика развития навыков сотрудничества опосредована индивидуальными особенностями детей. И здесь важно использовать совокупность методов и приёмов, направленных на изучение и формирование действенно-практической сферы личности в направлении реализации ее природных потенциалов, что составляет суть психологической технологии.
По определению И.А. Баевой, психологическая технология — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия, направленных на развитие личности и приобретение ею определенных психологических умений [2]. В системе работы детского сада по развитию сотрудничества дошкольников педагогу-психологу принадлежит диагностическая и коррекционно-развивающая функция, которые заключаются в том, что специалист диагностирует уровень социально-коммуникативного развития воспитанников и проводит работу с детьми с низким уровнем сотрудничества, реконструируя средствами игровой коррекции модель поведения ребенка во взаимодействии со сверстниками.
Таким образом, интеграция психолого-педагогических технологий будет способствовать эффективному развитию сотрудничества детей дошкольного возраста со сверстниками при реализации следующих условий:
- совместная разработка педагогом-психологом и воспитателями группы комплексной программы развития сотрудничества, основанной на интеграции педагогических и психологических технологий, исходя из уровня развития у детей навыков сотрудничества
- проведение на мониторинговой основе психолого-педагогической диагностики динамики развития навыков сотрудничества у дошкольников в процессе реализации программы.
Литература
- Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006.
- Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М., 2007.
|