Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Киренкова Ольга Леонидовна. Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками



Киренкова Ольга Леонидовна. Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками

Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками

Киренкова О.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 121», г. Череповец

Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники, способные строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

В исследованиях К.Н. Поливановой, А.Г. Рузского, Л.С. Римашевской, Т.В. Сенько, А.Д. Кошелева, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной, В.Г. Утробиной подчеркивается мысль о том, что для полноценного развития дошкольникам необходимы содержательные контакты со сверстниками.

 

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.

Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт развивающейся личности. Сотрудничество необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия [2].

Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Т. И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Е.В. Субботский и др.).

По мнению исследователей, своеобразие образовательного процесса в детском саду, разнообразное содержание совместной деятельности педагогов и детей, возможность интеграции разных видов детской деятельности открывают большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками в процессе решения совместных задач.

Формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками – сложный процесс, предполагающий согласованность профессиональных усилий всех его субъектов и, прежде всего, воспитателей и педагога-психолога, которые обладают определенным арсеналом средств социально-коммуникативного развития дошкольников.

Понятие «интеграция» прочно закрепилось в педагогической теории и практике в качестве дидактического принципа (В. С. Безрукова, О.Г. Гилязова, Н.С. Сердюкова и др.). Применительно к дошкольному образованию говорят о предметной интеграции (интеграция образовательных областей) и деятельностной интеграции (интеграция разных видов детской деятельности вокруг игровой деятельности). Однако интеграция как процесс целостного объединения технологий изучена не достаточно как в теоретическом, так и в методическом плане.

Интеграция в нашем понимании рассматривается с точки зрения объединения педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие навыков сотрудничества у дошкольников средствами психолого-педагогической деятельности.

Педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих совместную деятельность педагога и дошкольника с ориентацией на достижение планируемого результата. Анализ современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе ДОУ, показал, что эффективным средством развития сотрудничества у детей дошкольного возраста является проектная технология.

Сущностные характеристики проектной технологии (принятие общей цели, совместное переживание мотивов, согласование действий в совместно-разделенной деятельности, разделение ответственности за полученный общий результат) позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества [2].

Наш опыт использования проектной технологии позволяет судить о том, что работа над проектом способствует овладению дошкольниками всеми компонентами конструктивного сотрудничества: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Однако динамика развития навыков сотрудничества опосредована индивидуальными особенностями детей. И здесь важно использовать совокупность методов и приёмов, направленных на изучение и формирование действенно-практической сферы личности в направлении реализации ее природных потенциалов, что составляет суть психологической технологии.

По определению И.А. Баевой, психологическая технология — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия, направленных на развитие личности и приобретение ею определенных психологических умений [2]. В системе работы детского сада по развитию сотрудничества дошкольников педагогу-психологу принадлежит диагностическая и коррекционно-развивающая функция, которые заключаются в том, что специалист диагностирует уровень социально-коммуникативного развития воспитанников и проводит работу с детьми с низким уровнем сотрудничества, реконструируя средствами игровой коррекции модель поведения ребенка во взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, интеграция психолого-педагогических технологий будет способствовать эффективному развитию сотрудничества детей дошкольного возраста со сверстниками при реализации следующих условий:

  • совместная разработка педагогом-психологом и воспитателями группы комплексной программы развития сотрудничества, основанной на интеграции педагогических и психологических технологий, исходя из уровня развития у детей навыков сотрудничества
  • проведение на мониторинговой основе психолого-педагогической диагностики динамики развития навыков сотрудничества у дошкольников в процессе реализации программы.

Литература

  1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006.
  2. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М., 2007.
Просмотров: 422
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ильинская Юлия Андреевна. Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Максимова Ирина Витальевна. Конспект НОД по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
  • Лебедева Анастасия Валерьевна, Данилова Светлана Анатольевна. «Формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Коломоец Людмила Ивановна. Презентация «Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй»
  • Задера Ираида Александровна. Статья «Эффективная форма сотрудничества с родителями: совместное театральное творчество родителей и детей»
  • Груздева Ирина Николаевна. «Тематические акции – интерактивная форма сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
  • Коновалова Оксана Витальевна. Интерактивная игра как форма сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи
  • Федоренко Галина Леонидовна. Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
  • Чайковская Людмила Юрьевна. Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников в экологическом воспитании, соответствующих ФГОС ДО
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Сиротова Светлана Николаевна. Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Годовой план работы на 2015-2016 учебный год сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС
  • Хрусталева Татьяна. Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Берникова Елена Александровна. «Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями»
  • Кандакова Любовь Александровна. «Нетрадиционная форма сотрудничества с семьей «День семьи»
  • Никанорова Оксана Васильевна. Презентация 'Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровья детей'
  • Алёна Тропина. Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Коновалова Людмила Григорьевна. Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.
  • Иванова Оксана Александровна. Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Жукова Наталья Григорьевна Атаманенко Алеся Вадимовна Повзикова Татьяна Ивановна. Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников в ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь