Груздева Ирина Николаевна Воспитатель высшей категории МАДОУ № 5 «Теремок» г. Ковдор
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на изменение его качества, а оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всём протяжении дошкольного детства. Чтобы вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении новые формы взаимодействия – интерактивные. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «интеракт», где «inter» — это взаимный, а «art» — действовать. Интерактивные формы взаимодействия – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В сотрудничестве и взаимодействии ДОУ и родителей выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы: семейные клубы, круглые столы, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер-класс и другие. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяют воспитателям улучшить отношение с семьями, повысить их педагогическую культуру, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Тематическая акция – это одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями. Тематические акции направлены на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Их основными целями являются:
- Формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка;
- Разработка технологий реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
В результате проведения акции создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания:
- Физическое развитие;
- Трудовое и патриотическое воспитание;
- Формирование экологической культуры;
- Формирование основ безопасности и другие.
При проведении тематических акций педагог через направленную организационную деятельность решает педагогические задачи:
- Углубление знаний;
- Воспитание качеств личности.
Приобретение ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Их тематику педагог выбирает заранее. В дальнейшем идёт творчески поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции – это возможность стать основным разработчиком и исполнителем ряда действий для достижения цели.
Педагог самостоятельно:
- Определяет проблему;
- Предлагает пути их решения;
- Вместе с родителями и детьми осуществляет решение этих задач.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций.
- Определение целей и задач;
- Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников (консультации, беседы, анкетирование, домашние задание, конкурсы);
- Формы взаимодействия с детьми;
- Совместные мероприятия с родителями и детьми;
- Подведение итогов по результатам проведённых акций.
Я хотела бы вас познакомить с акциями, в которые прошли в нашей группе и в ДОУ, где мы принимали активное участие.
В октябре месяце мы участвовали во Всероссийской акции «Живи лес», которая была посвящена году окружающей среды.
Цель: привлечение особого внимания общества к сохранению, восстановлению и преумножению российских лесов.
Задачи:
- Формирование желание беречь природу;
- Формировать навыки работы с природным материалом;
- Приобщать родителей и детей к совместному творчеству;
- Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию.
В качестве предшествующей работы с детьми проводили следующие мероприятия:
- НОД с тематикой о природе родного края; о правилах поведения в лесу;
- Экологически – оздоровительные экскурсии в близлежащий парк;
- Целевые прогулки на территории ДОУ.
Родители с удовольствием откликнулись на призыв поучаствовать в акции.
Ими было изготовлены рекламы на тему «Береги лес». Работы получились интересные, красочные, разнообразные. В рамках ДОУ воспитанница Тася Виноградова получила диплом 3 степени за свою работу «Берегите лес от пожара».
Благодаря заинтересованности родители и детей мы решили на группе внести свою изюминку в эту акцию и провести выставку поделок из природного материала. Как известно, интересная работа способна увлечь на столько, что внутри себя человек открывает неограниченный творческий потенциал. В работе пригодилось всё: шишки, семечки, самоклеющая бумага, косточки, цветная бумага и картон, веточки, камешки и другой подручный материал. Особенно хочет отметить стопроцентное участие взрослых и детей. Выставка творений под названием «Осенние фантазии» никого не оставила равнодушным. Материал о ней был опубликован газете «Ковдорчанин» за 12 ноября 2014 под названием «Творчество объединяет». Работы семей: Алеши Мамаева, Андрея Овчинникова, Эвелины Коринчук, Семёна Лазутина участвовали в муниципальном конкурсе «Город мастеров», на котором заняли 1-ые места в номинациях «Картина, плакат» и «Оригинальность». Сейчас поделки изготовленные родителями и детьми нашей группы находятся на выставке «Умелые руки» в районном краеведческом музее.
В ноябре мы уже притупили к участию в акции «Давайте славить осень».
Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к миру природы и расширять знания о природных богатствах нашей малой Родины.
Задачи:
- Развивать эстетический вкус, творческое воображение;
- Формировать художественно – образное мышление воспитанников;
- Расширять знания о сезонных особенностях родного края;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
В рамках акции были проведены: целевые прогулки в ближайший парк, экскурсии по территории ДОУ; совместное развлечение с родителями «Осень – краса»; совместная поэтическая гостиная «Давайте славить осень»; совместный труд взрослых и детей «Дары осени» (поделки из овощей) и как результат весёлая выставка «Весёлые истории».
На прогулках мы отмечали бедственное положение птиц зимой и решили провести акцию «Каждой пичужке свою кормушку».
Цель: Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и организовать дежурство в «Птичьей столовой».
Задачи:
- Обогатить и систематизировать знания детей о зимующих птицах;
- Учить узнавать птиц по внешнему виду и способам передвижения;
- Учить испытывать радость от того, что подкармливая птиц, мы спасаем их от гибели;
- Развивать творческую и практическую деятельность по охране и защите птиц;
- Вовлекать детей и родителей в активную творческую деятельность.
В ходе проведения акции мы: наблюдали за птицами; в НОД проводили беседы о птицах Севера: их сходстве, отличии, характерных признаках. Взрослые решили внести свою лепту и изготовить кормушки. В своей работе использовали самый разнообразный материал: картонные коробки, пластмассовые бутылки, деревянные дощечки. Когда «столовые» были готовы, папы развесили их на участке, а дети с удовольствием наблюдали за этим процессом. Сейчас мы ежедневно подкармливаем пернатых и радуемся их весёлым песням.
Никого не оставила равнодушным акция «Притормози!» — знакомство с правилами дорожного движения.
Цель: создание условий для формирования у воспитанников, как участников дорожного движения, активной жизненной позиции и установочных навыков.
Задачи:
- Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Формировать у воспитанников уважительное отношение к законам дороги;
- Поддерживать у родителей детей устойчивый интерес к соблюдениям безопасности и здоровью ребят, как участников дорожного движения.
В рамках акции были проведены: НОД «Незнайка на дороге»; совместное спортивное развлечение «Правила соблюдать – беду миновать»; просмотр мультфильмов из серии «В гостях у Совушки – совы»; чтение художественной литературы по теме; рассматривание картинок по правилам дорожного движения; дидактические игры. Среди родителей было проведено анкетирование «Как вы учите ребёнка ПДД». Взрослые приняли участие в оформлении плаката «За безопасность движения все вместе!».
В марте в группе была проведена акция «Стань природе другом».
Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к миру природы.
Задачи:
- Развивать эстетический вкус;
- Формировать навыки работы с природным материалом;
- Приобщать родителей и детей к совместному творчеству;
- Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию.
В рамках акции в проведены: целевые прогулки в прилегающий парк, наблюдения, труд, дидактические игры по теме, чтение художественной литературы о природе. Совместные мероприятия «Неизведанное рядом» — ручной труд из природного и бросового материала никого не оставил равнодушным, а поделки удивляли своим разнообразием, красочностью, оригинальностью.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. В результате проведения акции создается благоприятная среда для контакта с родителями; формируется положительное взаимопонимание между взрослыми и детьми и объединяет их в едином творческом порыве. Сотворить всё это без доброй улыбки, терпения невозможно, а хорошее настроение точно гарантированно.
Список литературы
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка — Пресс. – 2001 г. — с. 25-26.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014 г.
|