В современном социуме к работе дошкольных учреждений предъявляются все более высокие требования, которые переходят в систему задач, стоящих перед педагогами. Уровень и характер достижений ребенка напрямую зависят от профессионализма воспитателя, его умения выбрать наиболее эффективные методы воспитания и обучения.
Одним из таких методов является метод проектов, который широко применяется в нашем ДОУ.
Метод проектов-система обучения, при которой воспитанники приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Автором метода проектов в образовании является американский педагог Е. Паркхарст, предложивший в 1919 г. индивидуализировать процесс обучения и дать возможность каждому школьнику обучаться в наиболее удобном для него режиме. Следует отметить, что и в России в 20-х годах прошлого столетия метод проектов применялся во многих школах и вузах
Скачать конспект
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей поиска ее решения.
- Практическая, теоретическая познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
Данный метод позволяет педагогам создать оптимальные условия для саморазвития каждого ребенка: воспитания самостоятельности, активности, инициативности у дошкольников, дать им возможность для развития познавательно-поисковой деятельности, исследовательской, коммуникативной и творческой активности.
Все темы, предлагаемые проектом, должны быть посильны пониманию ребенка. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью и простотой. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.
Особенность проектной деятельности заключается в исследовании разных вариантов решения поставленной задачи и выборе оптимального способа решения. В процессе проектной деятельности поставленная задача сразу не решается. Рассматриваются несколько вариантов реализации (рисунок, лепка, макетирование и т.д.).
Результат проектной деятельности напрямую зависит от результата совместной деятельности детей и педагогов, детей и родителей, т.к. дошкольники еще не в силах самостоятельно сформулировать проблему, цель и задачи. Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок-взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
К сожалению, родители часто стараются само отстраниться от сотрудничества с дошкольным учреждением, что негативно сказывается на детско-родительских отношениях. Наш детский сад помогает стать своему ребенку настоящим другом, наладить с ним атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
В данном случае, проектная деятельность выступает в роли одной из эффективных технологий вовлечения родителей в педагогический и воспитательный процесс, взаимодействия ДОУ и семьи.
По ходу решения задач проектной деятельности ребенок часто обращается за помощью к взрослым, которые помогают в поиске новой информации, а также способов и средств решения возникающей проблемы. Родители вместе с детьми читают книги, посещают музеи, выставки, библиотеку, совершают совместные образовательные прогулки по родному городу, знакомятся с его достопримечательностями, наблюдают за растениями и животными, занимаются совместной продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят поделки, лепят, шьют, рассматривают семейные альбомы и т.д.
При этом главное, чтобы родители не делали все за детей, а делали вместе с детьми, направляя их и предоставляя им возможность самостоятельно выдумывать, творить, познавать, мыслить.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.
Со временем, активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.
Для детей очень ценно и важно найти в родителях поддержку и опору.
|