Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г.Серпухов
Программное содержание:
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы. Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами. Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов. Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
- Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
- Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.
Скачать конспект
Развивающая среда:
«Гора Самоцветов» с образцами драгоценных камней, палочка с кристаллами соли, книга «Малахитовая шкатулка», портрет Хозяйки Медной Горы, пейзаж – «Гора, море, песок», картинки с изображением каменных домов, мостов, дорог, памятников и т.д.; карточки для цепочки «Превращения соли» — демонстрационный материал; увеличительные стёкла, наборы для опытов и исследований песка и соли, красные и синие ладошки для дидактического упражнения «Хорошо – плохо» на каждого ребёнка и бубен.
1. Вводная часть. — 5 мин.
Воспитатель: — Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Хозяйке Медной Горы. Я вам читала книгу «Малахитовая шкатулка» П.Бажова, мы рассматривали иллюстрации в этой книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы (воспитатель показывает детям иллюстрацию).
Она владеет несметными подземными богатствами.
- Какие подземные сокровища она хранит?
- Вы сказали, что она хранит камни. А для чего нужны камни? (Где можно встретить камни?)
Дети: — строить дома, мосты, дороги, украшать клумбы и т.д.
(Выставляются иллюстрации, с изображением каменных домов, памятников и т.д.)
Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас в «Царство камней» Хозяйки Медной Горы. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они называются «Цветы Земли», потому что какие бы они разные не были, все нужные людям и добываются или глубоко под землёй, или на поверхности земли. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни и их некоторые свойства, для того чтобы узнать, где и как их можно использовать
2. Основная часть – 20мин.
Воспитатель:
(Вывешивается иллюстрация «Гора, камни, песок»).
- Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Камень может появиться на свет огромной горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в песок. Что же такое песок? Давайте познакомимся с ним поближе.
- На столах у вас подносы, на них стоят тарелочки с песком и кружки с водой. Пододвиньте аккуратно к себе эти подносы.
Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите песчинки. Что вы о них можете сказать?
Дети: — Песчинки — маленькие, круглые, жёлтые, белые, коричневые и т.п.
Воспитатель: — Отложите увеличительные стёкла в сторону. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?
Дети: — Песок сыплется, высыпается из пальцев.
Воспитатель: — Попробуйте из этого песка что – нибудь слепить. Получается у вас? Почему ничего не получается? Песок какой?
Дети: — Песок сухой, сыпучий, поэтому из него не получается ничего слепить.
Воспитатель: — Правильно. Сухой, сыпучий — это одно из свойств песка. Но и сухой песок используется людьми, как вы думаете где?
Дети: — Зимой песком посыпают лед на дороге, чтобы не было скользко; в песочнице, на пляже, в песочных часах и т.д.
Воспитатель: — А теперь возьмите кружку с водой и аккуратно вылейте воду в тарелочку с песком. Поставьте кружку обратно на поднос. Каким стал песок?
Дети: — Песок стал мокрым, влажным, сырым.
Воспитатель: — Возьмите пальчиками щепотку песка и высыпьте её обратно в тарелочку, как вы это делали с сухим песком. Что происходит с песком?
Дети: — Песок не сыплется, а падает слипшимися кусочками.
Воспитатель: — Попробуйте что – нибудь слепить из сырого песка. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что они слепили.
- Вытрите руки салфетками, которые лежат у вас на подносах. Как вы думаете, почему из этого песка у вас получилось слепить разные фигурки?
Дети: — В песок налили воды, и он стал сырым, липким, песчинки прилипают друг к другу.
Воспитатель: — Правильно, это ещё одно свойство песка. А где можно встретить сырой песок?
Дети: — В море, реке, в аквариуме, в песочнице, на стройке и т.д.
- В результате этого исследования, с какими свойствами песка вы познакомились?
Дети: — Песок бывает сухим, рассыпчатым, сыпучим и из него нельзя ничего построить, и сырым, влажным, мокрым, липким, из такого песка можно слепить разные фигурки и постройки.
Воспитатель: — Вы всё правильно отвечаете. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».
- Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте цветные ладошки, которые лежат у вас на столах. Кто считает, что разрушение камня и превращение его в песок – хорошо, поднимите вверх красную ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите синюю ладошку. (Воспитатель спрашивает выборочно мнение нескольких детей).
Дети: — Хорошо: в песок можно играть детям, удобно лежать, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог и т.д. Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота и т.д.
Воспитатель: — Отодвиньте подносы с песком обратно на край стола.
- А теперь давайте отдохнём. Игра — физ. минутка «Гора – горушка».
Воспитатель: — Отдохнули, теперь продолжаем дальше.
- А ещё есть такие камни, которые можно есть. Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает? Как вы думаете, что это?
Дети: — Это соль. (если дети затрудняются, воспитатель называет сам).
Воспитатель: — Да, это соль, каменная соль.
- Что вы можете сказать про этот камень? Какой он? (Если есть возможность, воспитатель предлагает детям потрогать каменную соль).
Дети: — Этот камень твёрдый, блестящий, не рассыпается.
Воспитатель: — Правильно. И на доску мы ставим карточку с изображением каменной соли.
У вас на подносах тоже лежит соль. Расскажите, а какая у вас соль?
Дети: — Соль рассыпчатая, белая, сыпучая, солёная, мелкая.
Воспитатель: — Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такую каменную соль. А для чего людям нужна соль?
Дети: — Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно.
Воспитатель: — И мы ставим на доску карточку с изображением мелкой соли.
- Вот вы узнали и ещё одно свойство камней – их можно есть, но не все конечно, а только соль. Но знаете, у соли есть ещё одно свойство, она может не только разрушаться, но и восстанавливаться. Сейчас вы узнаете как. Я для вас приготовила сюрприз – сказочную палочку. Полюбуйтесь её. Она вся блестит на свету, потому что покрыта кристалликами соли. Я могу вас научить сделать такую – же сказочную палочку.
ОПЫТ:
Воспитатель: — Для этого сейчас мы с вами проведём опыт, как настоящие учёные. Нам понадобятся стакан с водой, соль, которая лежит у вас в тарелочках и палочки. Пододвинь к себе другой поднос высыпьте аккуратно соль из тарелочки в стакан.
- Что вы видите в стакане? (соль).
- И мы ставим карточку с изображением стакана с водой и солью.
- Помешайте палочкой воду в стакане.
- Что случилось с солью? Куда она исчезла?
Дети: — Соль пропала, растаяла, растворилась.
Воспитатель: — Как вы думаете, какой вода стала на вкус?
Дети: — Вода стала солёной.
Воспитатель: — Посмотрите в стакан – у всех соль полностью растворилась? Это важно для хорошего результата в нашем опыте. Опустите палочки в стакан и мы их поставим в тёплое место. Это тоже очень важно, в тепле вода быстрее испаряется. -И мы ставим на доску карточку с изображением стакана с солёной водой и солнышка, солнышко – это тепло.
-Теперь вам придётся набраться терпения. Вы уже большие дети и вполне можете потерпеть несколько дней до получения результата. Но вы будете не просто так сидеть, и ждать, а будете наблюдать и каждый день отмечать, сколько воды в стакане испарилось. Когда вода испариться полностью, то на стенках стакана и на палочке останутся вот такие красивые, сверкающие кристаллы соли. И мы ставим на доску карточку с изображением палочки с кристаллами соли.
-Эти палочки вы покажите друг другу, полюбуетесь ими и возьмёте домой, чтобы подарить родителям и даже можете научить их делать вот такие красивые палочки.
Вот так получится превращение соли из воды обратно в камень.
Воспитатель:
- С какими свойствами камней, на примере соли вы ещё познакомились?
Дети:
- Соль можно есть, соль растворяется в воде и может появиться вновь, когда вода испарится.
Воспитатель:
- Посмотрите на доску, у нас получилась цепочка превращений соли.
- Что было вначале? (каменная соль)
- Что дальше произошло с солью? (каменную соль размельчили и стала мелкая соль)
- Что мы сделали с мелкой солью? (насыпали в стакан с водой и размешали)
- Что в стакане с водой произошло с солью? (соль растворилась)
- Что мы сделаем дальше? (поставим стакан с соляным раствором в тёплое место)
- Что получим, когда вода испариться? (на стенках стакана и на палочке останутся кристаллики соли)
По этой цепочки видно, что соль может не только пропадать в воде, растворяться, но и появляться опять, когда вода испариться.
- Молодцы! У нас с вами получился целый рассказ о превращениях соли.
3. Заключительная часть. – 5 мин.
Воспитатель:
- Вам понравилось в гостях у Хозяйки Медной Горы? Что вам понравилось больше всего? А что было трудно? Мне тоже было с вами приятно и интересно. Спасибо. Занятие окончено.
Литература
- Бажов П. Сборник сказок «Малахитовая шкатулка» Москва «Гном» 2007г.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой Москва «Просвещение» 2009г.
- Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль «Академия развития» 2002г.
|