Разработал: Н.В. Кузьмина Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой» Воспитатель группы «Теремок» п. Полевой 2019
- Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Тема занятия: «Волшебная соль».
- Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью. Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться, действовать в команде.
4. Речевое развитие: обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист, полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая, хрустящая, растворилась.
5. Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря.
6. Предшествующая работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.
7. Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
8. Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.
11. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические
(эксперименты), игровые.
12. Средство обучения: белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью.
13. Предполагаемый результат:
- формирование интеллектуальных впечатлений
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.
Ход занятия:
1 часть-вступительная
Дети стоят полукругом.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Слайд № 1
Воспитатель: Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем.
Слайд № 2
Послушайте загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это
Дети: соль
Воспитатель: Да, ребята, мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи. И будем проводить исследование соли в нашей лаборатории.
Слайд № 3
Давайте вспомним правила проведения опытов.
- Не трогать руками глаза, лицо.
- Соблюдать тишину.
- Не толкать соседа во время проведения опытов.
- Сначала посмотри, а потом повтори.
- Выполнил и положи на место.
- Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать его прямо у тарелочки или пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от тарелочки или сосуда к носу.
Слайд № 4
Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль — мы должны выяснить. Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль
2 часть-основная
Слайд № 5
Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах?
Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие.
Воспитатель: Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые.
Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое.
Дети: оба вещества не имеют запаха.
Воспитатель: Значит, так мы тоже не сможем определить соль.
Что еще можно сделать?
Дети: Попробовать на вкус
Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем.
Дети: одно вещество сладкое, другое соленое.
Воспитатель: Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль?
Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая.
Воспитатель: Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью.
А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?
Слайд № 6
Воспитатель: Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали?
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Воспитатель: Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово.
Слайд № 7
Воспитатель: Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода?
Дети. Соль впитала воду.
Слайд № 8
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель: Какая на вкус стала вода?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
Дети: Нет, в речке вода пресная.
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?
Дети: Да.
Слайд № 9
Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите?
Дети: Яйцо не тонет.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер.
Физкультминутка:
У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны)
нам не до скуки (погрозить пальцем)
Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере)
чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх)
Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)
и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы)
Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой)
и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу)
Слайд № 10 (2)
Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве.
Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит.
Дети: Лед трещит и трескается, тает.
Воспитатель: Вспомните, где это можно применить?
Дети: Посыпание дорог во время гололеда.
Вывод: соль растворяет лед.
Слайд № 11
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу.
Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
«Ежик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица стройна,
И на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Воспитатель: Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста.
(Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку)
Слайд № 12
3 часть-заключительная
Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью.
Слайд № 13
Задаёт вопросы детям:
-Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали?
Дети: Определили свойства соли.
-По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль?
Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая.
-А какое свойство соли вам больше всего нравится?
Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее. -А какой опыт вы покажете дома родителям?
-Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете «Сосновская Нива». А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер.
Слайд № 14
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему, ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании.
А я с вами прощаюсь. До свидания.
Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.
|