Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение. Вовлечь родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес узнать новое о свойствах и качествах потребность в получении информации о соли и соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью;
- формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов
развивающие:
- развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, умение делать выводы;
обучающие:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества.
Ход занятия:
-Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые!
1. –Дети, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. А гостям мы всегда рады. Особенно нам нравится, что сегодня пришли наши мамы. А они пришли к нам не с пустыми руками, а с чем как вы думаете?
-С угощениями (дети).
-Чем же мамы сегодня решили нас порадовать? (Обращается к мамам). Проходите, пожалуйста, ОНИ УЖЕ ЗДЕСЬ к нам и покажите детям, что вы принесли (Воспитатель представляет мам).
-Это мама Вани, Ольга Евгеньевна (О. Е. достаёт из подарочного пакета квашеную капусту в банке).
-Это мама Эли, Екатерина Николаевна (Е. Н. достаёт из подарочного пакета пачку майонеза).
-Это мама Славы, Вероника Сергеевна (В. С. достаёт из подарочного пакета банку с солёными огурцами).
-Какие интереные продукты вы принесли. А зачем? Я думаю, что все эти продукты объединяет какой-то один предмет, а вернее сказать какое-то одно вещество. Можете ли вы, ребята, догадаться, что объединяет все эти продукты? (Ответы детей). Я вам помогу, потому что я тоже пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вещество, которое объединяет все эти продукты. (Показывает свой пакет). Что находится в моём пакете, вы узнаете, если отгадаете загадку.
На столе стоит всегда, Внешне белая она. И на вкус невкусна, Но в пищу каждому нужна.
-Что же это? (Соль!) Достаёт из пакета пачку соли.
-Оказывается, соль нужна всем этим продуктам, во всех этих продуктах она присутствует. Для чего нужно ложить соль в огурцы и капусту? (чтобы долго хранились и не портились). Майонез делают на заводе, и в него тоже добавляют соль.
-Откуда появились эти продукты? (огурцы и капуста выросли на огороде, а майонез сделали люди на молочном заводе)
2. Ребята, как вы думаете, откуда берётся сама соль? Что это такое «соль»? Хотите узнать? Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).
-Ребята, к нам в гости пришла поваренная соль (выхолит мама О.Е. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям поваренную соль).
-Почему эта соль так называется – поваренная? (ответы детей)
-Правильно, эту соль используют при варке еды, при приготовлении пищи.
-Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соляных озёр. Самое брольшое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная.
-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.
- «Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.
-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.
-Ребята, к нам в гости пришла каменная соль (выхолит мама Е.Н. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям каменную соль)
-Почему соль называется каменая? Как вы думаете? (ответы детей)
-Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы. Каменная соль залегает, иногда, очень глубоко в земле, а иногда, у самой поверхности земли. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов.
-Ребята, к нам в гости пришла морская соль (выхолит мама В.С. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям морскую соль)
-Почему соль называется морская? Как вы думаете? (Ответы детей)
-Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остаётся.
-Вот сколько нового мы узнали про соль. Откуда же она берётся, откуда её добывают? (Из соляного озера, земли, чистой морской воды)
-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека, нужна ли она ему? (ответы детей)
-Давайте вспомним, где используется поваренная соль? (Ответы детей: когда готовят пищу, при засолке овощей и т.д.)
-Где используют морскую соль? (Ответы детей: в медицине – при полоскании горла, промывании носа при насморке; в косметологии – в составе скрабов очищают кожу, чтобы она была гладкая, делают массаж головы, чтобы лучше росли волосы)
-Где используют каменную соль? (Ответы детей: посыпают дорожки при гололёде; в химической промышленности при изготовлении мыла, соды, стекла)
3. Физкультминутка
-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (Звучит музыка)
Соли в речку брошу я, идут шеренгой Море выйдет у меня. показывают «круг» Чайки в небе закричат, «летают» Черепахи зашуршат. «ползают»
И весёлые дельфины Из воды покажут спины. «плавают» И огромный синий кит Под фонтаном запыхтит. «руки вверх»
Соли в речку брошу я, идут шеренгой Выйдет море у меня. показывают «круг» Только где бы по пути Столько соли мне найти? разводят руками
4. (Педагог подводит детей к столам)
-Ребята, куда же мы пришли? Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей). Правильно, в лаборатории учёные проводят эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе с солью. Как вы думаете, какие это правила? (Дети называют, педагог добавляет и обобщает: нельзя после соли трогать руками глаза; не толкать соседа во время работы; работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.)
-Для исследования свойств соли нам понадобятся стаканы с кипячёной водой, ложки, тарелки с солью, пипетки, лупы.
Кстати, где мы может взять соль? Купить в магазине или аптеке
Опыты:
1). Определите, есть ли у соли запах? (дети нюхают соль и отвечают)
2). Возьмите ложку и положите соль в пустую тарелку. Что мы сделали –налили или насыпали? (насыпали) Значит, соль какая? (рассыпчатая, сыпучая)
3) Рассмотрите соль через лупу. Что увидели? (Прозрачные кристаллы, кубики. А когда их много, то они кажутся белого цвета.)
4). Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)
5). В стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (Она растворилась).
-Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль)
-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)
-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)
Вывод: Соль – кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде и вода становится солёной.
5. -Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год)
-А в Новый год всегда происходит какое-то волшебство. Сегодня наша гостья-соль поможет нам с вами совершить волшебство. Я предлагаю, ребята, превратить нашу лабораторию в творческую мастерскую.
(Дети готовят своё рабочее место: уносят стаканы, пипетки, лупы, оставляют на столе соль и ложку. Приносят подносы, на котором лежит лист картона с силуэтом снежинки и клей.)
Дети вместе с мамами делают снежинки из соли: 1) промазывают клеем силуэт снежинки; 2) посыпают солью; 3) считают хором до десяти; 4) стряхивают лишнюю соль на поднос.
-Какие чудесные получились снежинки! Можно из них сделать гирлянду или повесить на ёлку. (Дети вешают свои снежинки на заранее приготовленную нитку и получается гирлянда.) Скоро наступит Новый год и будет много подарков.
-Ребята, я тоже хочу сделать вам подарок. (Педагог показывает берестяную коробочку с солью.) Пусть эта коробочка с солью хранится в вашей группе. Береги её, не рассыпайте и у вас всегда будет мир и дружба.
-Большое спасибо мамам за участие и помощь. Всего доброго!
|