Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли и об использование соли человеком, чтение художественной литературы.
Рассматривание соли: крупной, мелкой, каменной, чёрной.
Оборудование: тарелочки, соль, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, мешочки с солью и поролон, кусочки льда, картинки с условными обозначениями, весы.
Скачать конспект
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня мы с вами станем исследователями и посетим нашу лабораторию, в которой будем проводить различные опыты. С каким материалом мы будем проводить эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:
Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже...
Воспитатель. Правильно это соль. А какую соль вы знаете?
Дети. Мелкая, крупная, морская, каменная, чёрная.
Воспитатель. Сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью и узнаем её новые свойства.
Ребята, возьмите стаканчики с солью и понюхайте её. Есть ли у соли запах?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте поставим на доску картинку с условным обозначением этого свойства. А теперь возьмите немного соли на кончик ложечки и попробуйте её на вкус. Какая она?
Дети. Солёная. Выставим на доску картинку, обозначающую это свойство соли.
Воспитатель. Ребята, насыпьте немного соли в тарелочку. У вас на столах лежит увеличительное стекло. Давайте рассмотрим соль через него. На что
она похожа?
Дети. На песок, на кристаллы, на крупинки.
Воспитатель. Значит соль, какая?
Дети. Рассыпчатая.
Воспитатель. Давайте выставим картинку об этом свойстве соли на доску.
Воспитатель. Теперь возьмите стаканчик с водой, насыпьте в него ложечку соли и хорошо размешайте. Что произошло с солью?
Дети. Растворилась.
Воспитатель. Изменился ли цвет воды?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте выставим на доску картинку с этим свойством соли.
Воспитатель. А как вы думаете, какая стала вода на вкус?
Дети. Солёная.
Воспитатель. Возьмите пипетки, наберите воды и капните на соль, которая лежит у вас на тарелочке. Что произошло?
Дети. Соль впитала воду.
Воспитатель. А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети. Соли много, а воды мало.
Воспитатель. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, нужна ли людям соль? И где её применяют?
Дети. Солят еду, маринуют овощи…
Воспитатель. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололёд. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на тарелочках лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?
Дети. Лёд начинает трещать. Как вы думаете, почему?
Воспитатель. Соль начинает растапливать лед. Зимой солью посыпают дороги, чтобы растопить лёд и снег, чтобы не было гололёда. Ребята, пока соль будет растапливать лёд, мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
Игра с мячом «Что бывает красное (высокое, длинное, солёное, сладкое, низкое……»
Воспитатель. Давайте посмотрим, как соль растворила лёд. Выставим на доску картинку с обозначением этого свойства соли.
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку – загадку.
«Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через речку, и осликам пришлось переплывать на другой берег речки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл речку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз».
Воспитатель. Как вы думаете, какой ослик донёс груз?
Давайте проверим ваши предложения в нашей лаборатории.
Воспитатель. Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую мешочек с поролон. Что легче?
Дети. Мешочек с поролон.
Воспитатель. Давайте взвесим мешочки на весах и проверим. Значит, какому ослику было легко идти?
Дети. Который нёс поролон, а который нёс соль, ему было тяжело, потому, что этот мешочек тяжелее.
Воспитатель. Подумайте и ответьте, а какому ослику стало тяжелее плыть? Сейчас мы с вами проверим ваши предложения с помощью
эксперимента. У вас на столах два стаканчика с водой. Возьмите мешочек с солью, и опустите в один стаканчик с водой. А в другой стаканчик с водой окуните мешочек с поролоном и намочите его. Что произошло с мешочком, где соль?
Дети. Она растворилась.
Воспитатель. Правильно. Соль растворилась, и мешочек стал пустой и лёгкий.
Воспитатель. А что произошло с поролоном?
Дети. Он впитал в себя воду, и мешочек стал тяжёлый.
Воспитатель. О каком свойстве соли говорит эта сказка?
А сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним свойством соли, для этого проведём эксперимент. Мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала я положу яйцо в чистую воду. Что произошло с яйцом?
Дети. Оно опустилось на дно.
Воспитатель. Во второй стакан я добавлю много соли, и хорошо размешаю. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?
Дети. Оно плавает на поверхности.
Воспитатель. Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Давайте выставим на доску картинку с обозначением этого свойства соли. Про что мы сегодня с вами говорили?
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, давайте посмотрим на картинки и вспомним свойства соли, о которых мы сегодня говорили.
Что нового вы узнали про соль? Что именно вам запомнилось?
|