Кудряшова Анна Александровна. Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника

Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника

Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

В современном мире технологий и завышенных материальных потребностей общество часто забывает о духовном развитии. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, насыщены отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. И стает вопрос, как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?

Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

 

Уже в раннем детстве ребенок может проявить свою самостоятельность именно в игре, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей.

Об этом свидетельствует значительный рост количества дошкольников, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате чего, увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать в дошкольном детстве, а не способность чувствовать, думать и творить.

Если не обратить внимания на эти проблемы в дошкольном детстве, то в будущем их станет намного больше, так как одни нерешенные проблемы влекут за собой другие, более сложные.

Поэтому я старалась найти наиболее эффективный метод коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей.

В 2018 году в нашем детском саду начал свою работу театрализованный кружок «В гостях у сказки». Как руководитель кружка, я все больше убеждалась в эффективности театрализованной деятельности для снижения агрессивности, замкнутости, тревожности, страхов, проблем в общении дошкольников, неадекватной самооценки.

Театрализованная деятельность наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, наиболее близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.

Дошкольникам с проблемами установления контактов со сверстниками на помощь приходит театрализованная деятельность, где разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости. В ходе занятий театрального кружка пополняется и активизируется словарный запас, развивается речь – важнейший инструмент межличностного общения.

Театральное искусство – это и уроки сопереживания, коммуникативности, нравственности. Это воспитание творческой личности в ребенке.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений, ставить себя на их место. А это очень важно при воспитании гуманности. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений.

Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами.

В работе мне помогают и психотерапевтические сказки, направленные на коррекцию определенных особенностей детей. (Иногда мы с детьми совместно придумываем подобные сказки).

Знакомство с театром происходит по принципу «от простого к сложному». В первую очередь мы активизируем уже имеющиеся у детей знания о театре, дополняем их, а далее постепенно вводим новые представления, начиная с простейших.

На занятиях мы используем разнообразные виды театрального искусства: кукольный, теневой, настольный, драматизацию. Они, по моему мнению, наиболее эффективны в работе с психологическими проблемами детей.

Наиболее загадочный и интересный детям– теневой театр. Его история уходит своими корнями в древний Китай. Этот вид театра очень эффективен в развитии воображения детей, в работе над их психологическими проблемами, поскольку позволяет не просто инсценировать уже готовую сказку, но и доосмыслить ее, «дорисовать» героя в своем воображении, его эмоции и настроение. Отсутствие лица и конкретного образа теневой куклы способствует тому, что ребенок лучше вживается в роль, пририсовывая свои эмоции герою, а эмоции героя – себе.

Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются. В сюжете импровизированной сказки ребенок изображает то, что его тревожит, что является значимым для него на данном этапе жизни, и как в сказке добрый герой побеждает зло, так и в жизни у малыша добрый герой, которым и является ребенок, найдет выход из своей проблемы, сможет разрешить ее.

Ширма в теневом театра играет роль психологической защиты для застенчивого ребенка. В группе сверстников, на занятии, при общении со взрослыми застенчивый ребенок робеет, не способный выговорить и слова, но стоит ему попасть за ширму теневого театра, остаться наедине со сказкой, ребенок раскрывается, рассказывая свою жизненную историю, становится более свободным, не боится осуждения, укоров, не боится быть не понятым, речь становится более яркой, ровной и громкой.

В целях изучения эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции психологических проблем дошкольников была проведена диагностика детей экспериментальной группы (15 детей старшего дошкольного возраста) на исследование уровня агрессивности (методика «Кактус», «Несуществующее животное»), застенчивости/неуверенности в себе (наблюдения, методика «Лестница»), страхов (Опросник А.И. Захарова) и тревожности (Шкала тревожности А.М. Прихожан). Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

В результате проведения первого исследования мной было установлено следующее: 40% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень агрессивности, 40% детей — застенчивые дети, неуверенные, у 73% детей завышено число страхов, 66, 7% – тревожные дети.

В течение учебного года эти ребята посещали занятия театральной студии, направленные на коррекцию психологических проблем у детей. В мае состоялся отчетный показ спектакля для детей младших групп и родителей. Ребята представили вниманию зрителей то, как из застенчивых, тревожных или агрессивных ребятишек можно возрасти до настоящих артистов. Зрители получили неподдельное удовольствие.

Также была проведена повторная диагностика детей экспериментальной группы. Было выявлено, что число агрессивных детей сократилось на 33, 3%, количество страхов сократилось на 46%, тревожных – стало на 40% меньше, застенчивых и неуверенных в себе – у нас не осталось.

Таким образом, театрализованная деятельность имеет большое значение для воспитания творческой, психологически здоровой личности. Театрализованные занятия очень интересны детям, на них психологически комфортно, ребята активны и открыты. Занятия построены таким образом, что при выполнении определенных видов заданий детям необходимо осознание того, что наиболее эффективным результат деятельности будет тогда, когда он достигнут общими усилиями. Каждый ребенок индивидуален, но и каждый детский коллектив уникален. Поэтому одним из важных направлений нашей совместной работы является создание сплоченного коллектива, каждый участник которого мыслит по своему, но все в одном русле.

Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Большакова Т.Ю., Макарова Е.А.. Сценарий детского спектакля «Как котята свою сказку искали» (для детей средней группы)
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь