Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития. Детство и творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно – эстетического освоения мира, которые используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Развитие координации двигательной системы у детей с нарушениями интеллекта имеет свои особенности. Оно отягощается:
- нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия
- изменением (повышения или понижения) мышечного тонуса, что обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук.
Движения рук ребенка неловкие, несогласованные, отсутствует плавность движений, и как следствие, появляются трудности в овладении продуктивными видами деятельности, графическими навыками и трудовыми умениями. Посредством занятий творческим трудом у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, развивает все психические процессы. Лепка является одним из основополагающих видов деятельности дошкольников, способствующей развитию мелкой моторики, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. В ходе лепки активизируется работа пальцев рук и мозга. Лепка приносит не только удовольствие, но и пользу для здоровья тела и души. Лепка – это своеобразная релаксация. В ходе её идет, успокоение, расслабление организма. Таким образом, лепка имеет большое значение для дошкольников, а для детей с нарушениями интеллекта – особое.
Занятия по лепке в ДОУ в настоящее время проводятся один раз в неделю, такого количества явно недостаточно, учитывая значимость этого вида деятельности. Поэтому, я разработала дополнительную программу и в своей работе стала использовать нетрадиционный материал, лепку из соленого теста. В чем его преимущество над другими материалами.
- Соленое тесто – это экологически чистый материал, он безопасный, безвредный, его компоненты натуральные и съедобные.
- Компоненты для приготовления теста недорогие: мука, соль, вода дешевле, чем пластилин.
- Тесто – материал доступный, его можно приготовить в любой момент.
- Соленое тесто не пристает к рукам, не пачкается, легко отмывается, не оставляет следов, а это очень важно в работе с детьми, имеющими нарушения аутического спектра.
- Соленое тесто податливый и мягкий материал, формировать фигурки, из которого под силу даже малышам и детям со слабым мышечным тонусом, соленое тесто не нужно долго разминать или согревать – можно сразу приступать к основной работе.
- Самые сложные поделки изготовлены из простых элементов (колобков, колбасок, лепешек), которые выполнены простейшими приемами лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание, а эти приемы лепки легко осваивают все дети, в том числе и дети с нарушениями интеллекта.
- Детали изделий из теста соединяются с помощью простой воды.
- Правильно приготовленное и замешанное тесто, высыхая, затвердевает и не трескается, используя натуральные красители, соленому тесту можно придать любой цвет, а для длительного использования – поделки покрываются любым лаком.
В нашей группе был организован кружок «Маленькие мастера». Работая в кружке по тестопластике с детьми с нарушением интеллекта, мною были поставлены следующие задачи:
- формировать интерес детей к предметному миру;
- формировать у детей потребность в общении с использованием невербальных и вербальных средств;
- развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие и внимание;
- развивать и совершенствовать мелкую моторику.
- воспитывать у детей потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
- воспитывать эмоциональный отклик на общение с взрослыми и сверстниками.
Как проводятся занятия в кружке? Занятия провожу в игровой форме, использую художественное слово. Вместе с детьми рассматриваем, обследуем и выделяем основные части предмета. Обучение веду через показ реального предмета. Подбирая предмет для изображения, исхожу из общих дидактических принципов и особенностей психофизического развития детей.
Во-первых: предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом легче уточнить представления детей).
Во-вторых: предмет должен вызвать у детей положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него.
В-третьих: предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух — трех).
При рассматривании предмета ставлю следующие цели: сделать процесс восприятия предмета преднамеренным; вызвать у детей внимание, интерес к обследуемому предмету; учить выделять основные части предмета.
Ведущим методом обучения, формирующим движения ребенка, в моей работе является показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Первые занятия проводила индивидуально, с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того, как у ребенка появился интерес, провожу работу индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел.)
Использую в работе, разные методы и приемы обучения. Большинство детей раскатывает тесто пальцами, не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывание слишком слабо и у них ничего не получается или раскатывают с такой силой что все тает в руках. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагаю сначала раскатывать палочку уже вылепленную педагогом.
Учитывая значение зрительной ориентировки в выработке двигательного навыка, использую такой прием работы, «как рука в руку», что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно обращаю внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой, прямыми движениями руки вперед- назад. После того, как дети освоили формообразующие движение, учу детей делать из палочки кольцо. При этом обращаю внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показываю, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик». Этот момент очень важен для воспитания у детей способности, контролировать свои действия.
Наиболее сложный вид движения — это скатывание круговыми движениями. Сначала предлагаю детям покатать готовый шарик, затем произвожу эти движения вместе с рукой ребенка. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, и потом им легче воспроизводить.
Учитывая специфику заболевания наших детей, я предлагаю на занятиях простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий ребят. Дети с удовольствием лепят угощение для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под пальчиков по дорожке катится колобок — румяный бок, на тарелочке располагаются полезные овощи и фрукты. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрываю какой-либо сюжет. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Предлагаю детям больше возможностей для самостоятельной работы, то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Занятия провожу в спокойной и доброжелательной атмосфере, во время самостоятельной работы детей включаю мелодичную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми внимания, похвалы, одобрения является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане довожу до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно. Провожу с родителями консультации и беседы, в которых рассказываю о важности и значении развития мелкой моторики у детей с проблемами в развитии, показываю способы и приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тесто – пластикой.
Выполненные работы должны иметь конкретное назначение, поэтому изготовленные из соленого теста поделки мы используем в качестве сувениров, елочных украшений, украшений групповой комнаты, атрибутов для сюжетно – ролевых игр. Изготовленные из соленого теста поделки — это замечательный подарок к любому торжеству и празднику.
Работа в кружке по изготовлению поделок из соленого теста позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с нарушением интеллекта, оказывает благоприятное воздействие на детский организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с нарушением интеллекта получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в кружке по тестопластике способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы. Я надеюсь, что такое отношение позволит детям с нарушениями интеллекта чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Таким образом, можно сказать, что, развивая творческие возможности у детей с отклонениями в развитии, совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, и формируется личность ребёнка.
Воспитатель МДОУ «Детский сад №87»
Мартьянова Елена Геннадьевна
|