Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития. Детство и творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно – эстетического освоения мира, которые используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Развитие координации двигательной системы у детей с нарушениями интеллекта имеет свои особенности. Оно отягощается:

  • нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия
  • изменением (повышения или понижения) мышечного тонуса, что обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук.

Движения рук ребенка неловкие, несогласованные, отсутствует плавность движений, и как следствие, появляются трудности в овладении продуктивными видами деятельности, графическими навыками и трудовыми умениями. Посредством занятий творческим трудом у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, развивает все психические процессы. Лепка является одним из основополагающих видов деятельности дошкольников, способствующей развитию мелкой моторики, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. В ходе лепки активизируется работа пальцев рук и мозга. Лепка приносит не только удовольствие, но и пользу для здоровья тела и души. Лепка – это своеобразная релаксация. В ходе её идет, успокоение, расслабление организма. Таким образом, лепка имеет большое значение для дошкольников, а для детей с нарушениями интеллекта – особое.

Занятия по лепке в ДОУ в настоящее время проводятся один раз в неделю, такого количества явно недостаточно, учитывая значимость этого вида деятельности. Поэтому, я разработала дополнительную программу и в своей работе стала использовать нетрадиционный материал, лепку из соленого теста. В чем его преимущество над другими материалами.

  1. Соленое тесто – это экологически чистый материал, он безопасный, безвредный, его компоненты натуральные и съедобные.
  2. Компоненты для приготовления теста недорогие: мука, соль, вода дешевле, чем пластилин.
  3. Тесто – материал доступный, его можно приготовить в любой момент.
  4. Соленое тесто не пристает к рукам, не пачкается, легко отмывается, не оставляет следов, а это очень важно в работе с детьми, имеющими нарушения аутического спектра.
  5. Соленое тесто податливый и мягкий материал, формировать фигурки, из которого под силу даже малышам и детям со слабым мышечным тонусом, соленое тесто не нужно долго разминать или согревать – можно сразу приступать к основной работе.
  6. Самые сложные поделки изготовлены из простых элементов (колобков, колбасок, лепешек), которые выполнены простейшими приемами лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание, а эти приемы лепки легко осваивают все дети, в том числе и дети с нарушениями интеллекта.
  7. Детали изделий из теста соединяются с помощью простой воды.
  8. Правильно приготовленное и замешанное тесто, высыхая, затвердевает и не трескается, используя натуральные красители, соленому тесту можно придать любой цвет, а для длительного использования – поделки покрываются любым лаком.

 

В нашей группе был организован кружок «Маленькие мастера». Работая в кружке по тестопластике с детьми с нарушением интеллекта, мною были поставлены следующие задачи:

  • формировать интерес детей к предметному миру;
  • формировать у детей потребность в общении с использованием невербальных и вербальных средств;
  • развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие и внимание;
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику.
  • воспитывать у детей потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать эмоциональный отклик на общение с взрослыми и сверстниками.

Как проводятся занятия в кружке? Занятия провожу в игровой форме, использую художественное слово. Вместе с детьми рассматриваем, обследуем и выделяем основные части предмета. Обучение веду через показ реального предмета. Подбирая предмет для изображения, исхожу из общих дидактических принципов и особенностей психофизического развития детей.

Во-первых: предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом легче уточнить представления детей).

Во-вторых: предмет должен вызвать у детей положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него.

В-третьих: предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух — трех).

При рассматривании предмета ставлю следующие цели: сделать процесс восприятия предмета преднамеренным; вызвать у детей внимание, интерес к обследуемому предмету; учить выделять основные части предмета.

Ведущим методом обучения, формирующим движения ребенка, в моей работе является показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Первые занятия проводила индивидуально, с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того, как у ребенка появился интерес, провожу работу индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел.)

Использую в работе, разные методы и приемы обучения. Большинство детей раскатывает тесто пальцами, не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывание слишком слабо и у них ничего не получается или раскатывают с такой силой что все тает в руках. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагаю сначала раскатывать палочку уже вылепленную педагогом.

Учитывая значение зрительной ориентировки в выработке двигательного навыка, использую такой прием работы, «как рука в руку», что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно обращаю внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой, прямыми движениями руки вперед- назад. После того, как дети освоили формообразующие движение, учу детей делать из палочки кольцо. При этом обращаю внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показываю, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик». Этот момент очень важен для воспитания у детей способности, контролировать свои действия.

Наиболее сложный вид движения — это скатывание круговыми движениями. Сначала предлагаю детям покатать готовый шарик, затем произвожу эти движения вместе с рукой ребенка. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, и потом им легче воспроизводить.

Учитывая специфику заболевания наших детей, я предлагаю на занятиях простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий ребят. Дети с удовольствием лепят угощение для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под пальчиков по дорожке катится колобок — румяный бок, на тарелочке располагаются полезные овощи и фрукты. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрываю какой-либо сюжет. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Предлагаю детям больше возможностей для самостоятельной работы, то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Занятия провожу в спокойной и доброжелательной атмосфере, во время самостоятельной работы детей включаю мелодичную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми внимания, похвалы, одобрения является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане довожу до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно. Провожу с родителями консультации и беседы, в которых рассказываю о важности и значении развития мелкой моторики у детей с проблемами в развитии, показываю способы и приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тесто – пластикой.

Выполненные работы должны иметь конкретное назначение, поэтому изготовленные из соленого теста поделки мы используем в качестве сувениров, елочных украшений, украшений групповой комнаты, атрибутов для сюжетно – ролевых игр. Изготовленные из соленого теста поделки — это замечательный подарок к любому торжеству и празднику.

Работа в кружке по изготовлению поделок из соленого теста позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с нарушением интеллекта, оказывает благоприятное воздействие на детский организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с нарушением интеллекта получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в кружке по тестопластике способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы. Я надеюсь, что такое отношение позволит детям с нарушениями интеллекта чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Таким образом, можно сказать, что, развивая творческие возможности у детей с отклонениями в развитии, совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, и формируется личность ребёнка.

Воспитатель МДОУ «Детский сад №87»

Мартьянова Елена Геннадьевна

Просмотров: 523
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Прибыткова Виктория Анатольевна. ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ТЕМА «ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
  • Новинская Ирина Викторовна. Творческая мастерская для родителей и их детей «Лепим из соленого теста» (из опыта работы).
  • Еремина Ирина Валерьевна. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта
  • Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна. Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пашкова Елена Валериевна. «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Ширинова Анжела Рахмановна. Конспект непрерывно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». младшая группа (3-4 года)
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Жукова Екатерина Валерьевна. Открытое занятие по формированию речевых навыков с использованием элементов лепки из теста «Колобок» средняя группа для детей с ЗПР
  • Карелина Анжелика Вячеславовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по тестопластике «Удивительное тесто» Тема: изготовление сувенира «Птица счастья»
  • Светлана Александровна Федотова. Презентация 'Поделки из соленого теста'
  • Редактор. Лепка из соленого теста с малышами 1,5-2 лет
  • Плечева Елена Николаевна. Творческий проект по тестопластике «Чудо тесто».
  • Редактор. Поделки к 23 февраля: картина из соленого теста 'Морской караван'
  • Редактор. Влияние чтения стихотворений детям на развитие интеллекта
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Сысенко Татьяна Инокентьевна. Поделки из соленого теста «Символ года» и «Цветущая ваза»
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь