Авторы:
- учитель-логопед высшей квалификационной категории Панова Елена Николаевна
- учитель-логопед высшей квалификационной категории Клочьева Ольга Алексеевна
МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» Муром 2021год
Аннотация:
Одно из первостепенных направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ДОО – это работа с родителями. Именно родители в современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, являются самыми заинтересованными и полноправными участниками образовательного процесса.
скачать конспект
Однако часто родители не уделяют внимания тем или иным речевым нарушениям. Родители не владеют определенными навыками, умениями и педагогическими знаниями. А также в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий с детьми.
Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть всё сложность данной работы и важность её выполнения, а также убедит в необходимости закреплять изученный материал дома.
Цель: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр для укрепления артикуляционной моторики в домашних условиях
Задачи:
- Активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
- Сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;
- Обучать использованию игровых приёмов для развития артикуляционного аппарата ребёнка.
- Активизировать степень включенности родителей к использованию игр и игровых пособий для развития артикуляционного аппарата ребёнка в домашних условиях.
Подготовка:
Ход тренинга:
1. Теоретическая часть.
Учитель-логопед:
В настоящее время в силу различных факторов число детей с нарушением звукопроизношения увеличивается. И нам бы хотелось обратить внимание родителей на то, что при взаимодействии мы могли бы преодолеть многие сложности.
Основная цель использования игровых приёмов в развитии артикуляционного аппарата ребёнка, является улучшение подвижности органов артикуляции с учётом ведущий деятельности детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений нами были подобраны следующие игровые приемы, с помощью которых можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив игровому сюжету.
Использование игровых приёмов позволяет сделать занятия, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.
Использование данных игровых приёмов будут полезны родителям детей с нарушением звукопроизношения, а так же педагогам, работающим в дошкольных учреждениях.
2. Практическая часть.
Учитель-логопед:
Приглашаем поучаствовать в нашем тренинге тех людей, кому, ранее вручила пригласительный билет в цирк. Посмотрите перед вами необыкновенная шляпа, (демонстрирую, что в этой шляпе различные цветные ленты) предлагаю представить, что каждая из ленточек это, одно из учебных качеств каким вы хотели бы, что бы обладал ваш ребёнок к моменту обучения в школе. Просим родителей перечислить эти качества. Давайте свяжем эти ленты между собой. Вот какой успешной личностью мы хотим видеть своего ребёнка. А теперь представьте, что речь ребёнка нарушена. Как вы думаете какие трудности будет испытывать ваш ребёнок?
Учитель-логопед:
Окружающие с затруднением понимают его. Ребёнку тяжело выразить и отстоять своё мнение словесно. Общение со сверстниками так же может быть затруднено, ребёнок может замкнуться в своём внутреннем мире и повлечь за собой вторичные нарушения.
Именно поэтому научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. И первоначальным этапом коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
Сегодня мы будем конферансье, приглашаем вас на цирковое представление!
И так в нашей программе: акробатический номер с шаром, дрессированные животные и фокусник и клоуны.
Предлагаем вам посмотреть завораживающий акробатический номер с шаром. (Включаем видео ролик, на котором ребёнок выполняет артикуляционные упражнения с шариком).
Учитель-логопед:
Благодарим вас за внимание.
Скажите, пожалуйста, вы хотели бы иметь такой тренажёр для укрепления мышц артикуляционного аппарата дома и использовать его со своим ребёнком? Предлагаю изготовить его вместе. Изготовление не займёт много времени. Мы приготовили для вас заготовки, попросим взять шарик с нитью и зафиксировать нить, привязав к палочке один конец, другой конец нити к другой палочке. (Присутствующие изготавливают тренажер). Наш тренажер готов! Вы можете взять его с собой и успешно использовать дома с ребёнком!
Учитель-логопед:
Вторым номером нашей программы выступают дрессированные животные. Познакомьтесь с нашими забавными животными, обезьянка Чичи, лягушка Квака, это очень умные и дружелюбные животные они охотно выполняют команды и хотят поиграть с вами.
(Родители разбирают животных).
Учитель-логопед:
Попросим вас продеть пальцы в язык игрушки и вместе выполнить несколько артикуляционных упражнений при помощи игрушки, а также вы можете выполнить их сами и проконтролировать выполнение упражнений с помощью зеркала.
По мере выполнения упражнений просим вас поделиться своими ощущениями.
-Лопаточка
-Иголочка
-Качели
(опишите свои ощущения, вызвало ли данное упражнение затруднение в его выполнении?)
Наши забавные и дружелюбные животные были очень рады познакомиться и поиграть с вами, но пришло время попрощаться с ними.
Логопед:
А сейчас на арене цирка фокусник.
Игра: Пазл «фокус с картиной».
Картина – пазл с описанием артикуляционных упражнений и иллюстрациями накрыта тканью. (логопед поднимает ткань и участники видят, что картина распалась на части).
Нужно собрать пазл и вы увидите, для какого звука речи были данные упражнения. Предлагаю выполнить одно из этих упражнений (лошадка, объясняю выполнение этого упражнения и сопровождаю его рифмовкой). Изготовить такой пазл можно дома, наклев картинки с упражнениями на любой имеющийся у вас пазл.
Заключение:
Учитель – логопед:
Но какое же цирковое представление может быть без клоуна? В завершении нашей программы мы раздадим вам вот таких прекрасных клоунов. Обратите внимание в руке у клоуна шарик с вопросом, просим вас ответить на него.
- Какая новая, полезная информация для вас была на данном мастер –классе?
- Какой игровой приём был более интересен вам?
- Сможете ли вы использовать данные игровые приёмы со своим ребёнком дома?
- Как вы думаете проведение артикуляционной гимнастики в такой игровой форме понравится вашему ребёнку?
Рефлексия:
Учитель – логопед:
Просим вас отобразить эмоции от данного тренинга на лице у клоуна.
Учитель – логопед: Если у вас остались вопросы, то напишите, пожалуйста, на нижней обратной стороне клоуна, и мы обязательно их обсудим лично. Благодарим вас за внимание!
Список литературы:
- Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 577 c.
- Бушлякова, Рита Григорьевна Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук.. / Бушлякова Рита Григорьевна. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 365 c.
- Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек / И.А. Волошина. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 344 c.
- Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков / И.А. Волошина. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 221 c.
- Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. — М.: Литера, 2016. — 957 c.
- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Гном, 2013. — 768 c.
- Красикова, И. С. Гимнастика для ленивых / И.С. Красикова. — М.: Корона Принт, 2003. — 144 c.
- Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Куликовская. — М.: Гном, 2014- 732 c.
- Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 / Н.В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2013. — 957 c.
- Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. — М.: Каро, 2009. — 186 c.
- Петров, Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н.Н. Петров. — М.: Феникс, 2007. — 256 c.
Приложение
|