Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.
Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды.
Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку.
Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.
Скачать конспект
Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.
Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.
Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.
Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата.
Для этого существует артикуляционная гимнастика.
Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.
Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.
Хочу представить Вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения.
Статические упражнения — органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например: упражнение «Бегемотик» — широко открыть рот и поддержать под счет до 5.
Динамические упражнения подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение «Качели» — улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние.
Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.
Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.
На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.
Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р.
Упражнения базового комплекса:
Для щёк:
- Надувание обеих щек одновременно.
- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
- Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую.
- Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
- Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
- Помассировать языком щеки изнутри по кругу.
Для губ:
- «Улыбка» – улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
- «Заборчик» – улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
- «Хоботок» – сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
- «Трубочка» – сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
- «Бублик» – округлить губы, как при «о» и слегка выдвинуть вперёд.
- Чередовать упражнения «улыбка-трубочка».
Для языка:
- «Лопаточка» – широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
- «Иголочка» — рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать узким.
- «Качели» — Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
- «Часики» – Открыть рот, улыбнуться. Узкий язычок перемещать из одного угла рта в другой, как маятник часов.
- «Почистим зубки» — Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
- «Горочка» – Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку поднять к верхним зубам. Язык напрячь.
- «Катание с горочки» — язык в положении «горочка». Зубками «съезжаем» сверху-вниз по спинке языка.
- «Вкусное варенье» — губы в улыбке, рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, стараясь тянуться к носу, занести язык за верхние зубы.
- «Чашечка» – губы в улыбке, рот открыт. Язык положить широкой лопаточкой на нижнюю губу, расслабить. Затем широкий край языка загнуть вверх в виде «чашечки» и занести в рот.
- «Лошадка» — Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
- «Грибок» – Раскрыть рот, улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Натянуть подъязычную уздечку.
Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.
- Наш Язычок живет в своем домике-ротике за заборчиком ( «Заборчик»)
- Давайте заглянем к нему через окошечко (открываем ротик)
- Язычок проснулся, посмотрел на часы ( «Часики»).
- Встал и пошел чистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. ( «Почистим зубки»)
- Почистил он зубки и побежал качаться на качелях. Качался вверх, вниз (показ 3 раза). ( «Качели»)
- Потом решил покататься на горке ( «Горочка»).
- Порвал Язычок на горке свои штанишки. Взял иголочку ( «Иголочка»).
И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил.
8. Устал и лег отдохнуть ( «Лопатка»). Давайте расслабим язычок (хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя).
9. Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки ( «Чашечка»).
10. Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку ( «Вкусное варенье»).
11. Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес ( «Лошадка»)
12. Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки
13. Вот такие! ( «Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку.
14. На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик.
Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую.
Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме.
Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа ( «лопатка») и узким как сосульки на крыше ( «иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях.
Все, что подскажет фантазия.
Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка.
Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей.
Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя.
Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений.
Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом.
Упражнения для воздушной струи.
- «Сдуть снежинку». Положить на ладошку кусочек ватки, бумаги. Губы вытянуть трубочкой. Сильно подуть. Следить, чтобы щёки не надувались. Воздушная струя должна быть сильной, плавной, непрерывной.
- «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались!
- «Фокус». Положить на кончик носа кусочек ватки. Слегка вытянув губы, подуть вверх и сдуть ватку.
- Голосовые упражнения. Поем гласные звуки: А. У, О, И.
Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный.
Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ.
Условия проведения артикуляционной гимнастики.
- Дети выполняют упражнения совместно и под контролем взрослого.
- Выполнять комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
- Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Форма проведения
- Игровая форма
- С помощью картинок, стихов.
- Под музыкальное сопровождение
- Для показа упражнений выбирается «профи» – ребенок, лучше всех делающий гимнастику.
- Презентации артикуляционной гимнастики.
Место и время проведения.
- Проводить гимнастику можно и нужно утром, активизируя внимание детей и «запуская» головной мозг в работу.
- Перед обедом.
- После тихого часа.
- Место проведения: светлое, проветренное помещение.
Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что – нет.
Зеркала отвлекают внимание детей.
Воспитатель — зеркало для ребенка.
Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы.
А также осознанно выполнять движения.
Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи.
Литература
Крупенчук Ольга Игоревна. Воробьева Татьяна Анатольевна.
Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.
Издательство «Литера», 2015 год.
|