Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка»
Программное содержание:
- Познакомить со смысловыми оттенками речи;
- Научить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных;
- Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
- Упражнять в правильном дыхании.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Предварительная работа:
Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: «Доброе слово дом строит, а злое разрушает», «Хорошее слово всегда к месту», «Красно говорит, а слушать нечего», «От худого слова — навек ссора», «Слово — не воробей, вылетит не поймаешь».
Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка.
Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками — веселинками и картинок-загадок); использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы.
Аудиозаписи: песни «Большой секрет для маленькой компании», отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино», П. Ершова «Конек — горбунок».
Ход занятия
Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись). Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями?
Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д.
Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете?
Дети: Язык — это орган речи.
Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.
Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает».
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке», а потом «о плохом языке».
За правильный ответ дети получают фишку.
Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке»:
- «Хорошее слово всегда к месту»,
- «Доброе слово дом строит, а злое разрушает»,
- «Красно говорит, а слушать нечего».
- «От худого слова — навек ссора».
- «Слово — не воробей, вылетит, не поймаешь».
Подводят итоги, фишки.
Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый)
Петрушка:
Эй, белобрысый из первого ряда, Ты не узнал меня с первого взгляда? Думаешь, что за игрушка? А я – Петрушка! Остер колпачок — еще острее язычок,
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами, Да так, что вы захохочите сами!
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер.
Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка)
Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать.
Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками.
Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать.
Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.
- Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте, как бы приподнять своё тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки и шея — свободными и легкими.
- Встаньте спинкой к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками, не отрывая спину от стены.
Молодцы!
Петрушка: Я принес для вас картинки — веселинки, да картинки — загадки. Вот первая из них (слад 1).
Воспитатель:
Из- за леса, из — за гор Едет дедушка Егор На булановой телеге, На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманами, А жилетка с каблуком. Подпоясался дубиной, Опирался кушаком.
Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле?
Дети находят ошибки: … «на булановой телеге»
… «скрипучей лошади» … «Сапоги на нем с карманами» … «жилетка с каблуком» … «Подпоясался дубиной» … «Опирался кушаком»
Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла)
Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись).
Аудиозапись: (слайд 2,3)
«Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь — его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом».
Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?
Какие обидные слова сказал ей Дуремар.
Ответы детей: говорил обидные слова:
…старый плавучий чемодан …глупая тетка …костяной крышкой …крышку на гребешки
Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить.
Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек — горбунок»
(аудиозапись, слайд 4)
Аудиозапись:
«Что Иванушка, невесел? Что головушку повесил? - Говорит ему Конек, Аль, мой милый, занемог?
Аль, попался к лиходею?» Пал Иванушка на шею, Обнимал и целовал. «Ох, беда, конек! — сказал. -
Царь велит в свою светлицу Мне достать, слышь, царь — девицу. Что мне делать, горбунок?» Говорит ему конек:
«Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня.
Но, сказать тебе по дружбе, Это службишка, не служба; Служба все, брат, впереди! Ты к царю теперь поди
И скажи: «Ведь для поимки Надо, царь, мне две ширинки, Шитый золотом шатер Да обеденный прибор-
Весь заморского варенья- И сластей для прохлажденья».
Воспитатель: Расскажите, как Конек — горбунок утешал Иванушку?
Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы…
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова:
«занемог, светлица, ширинка»?
Воспитатель: Какими словами можно заменить?
Дети:
Занемог — заболел; Светлица — гостиная Ширинка — полотенце. Дыхательная гимнастика:
1. «Дровосек»:
И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.
Берем двумя руками «топор», поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем.
С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз.
Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз».
2. Упражнение от усталости.
И.п как в первом.
Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух», быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух». При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.
Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай.
Петрушка:
Даю вам честное слово, Вчера в половине восьмого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок
Даю вам честное слово!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему?
Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки?
Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное…
свинки не носят ботинки и чулки.
Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды)
Воспитатель:
Даем вам честное слово, Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без… (ботинок) и … (чулок) (слайд5, 6)
И щенков без… (носков) (слайд 7) И синичек без… (тапочек) и… (рукавичек) (слайд 8,9) Воспитатель: Мы видели сорок без ботинок и… Дети: … (чулок) (слайд 6)
Воспитатель: Без носков — …
Дети: … (щенков) (слайд 10)
Воспитатель: Без тапочек и рукавичек…
Дети: … (синичек) (слайд 11)
Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась.
Давайте вместе её повторим:
* Даем вам честное слово Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без ботинок и чулок
И щенков без носков,
И синичек без тапочек и рукавичек.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна.
Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев?
Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка), чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания!
Дети: Спасибо, до свидания!
Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.
|