Цель: закрепить знания и представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.
- Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
- Упражнять в узнавании птиц по их описанию.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц.
Скачать конспект
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Логопед перечисляет птиц, а дети называют тех, которых нельзя увидеть зимой у кормушки.
Логопед: Сорока, ворона, скворец, воробей.
Журавль, соловей, ласточка, снегирь.
Почему этих птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки?
Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остаётся зимовать. Сегодня он прилетел к нам в гости и хочет рассказать о том, как зимующие птицы проводят зиму.
Птицы.
Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Многие птицы зимой держатся стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Особенно заметны стайки мелких птиц, например, синиц, снегирей, воробьев. Каждый вечер, в сумерки, они летят на ночлег в сады или парки с высокими деревьями.
Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях в парках, садах, рощах, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густых ёлочек ночуют снегири.
Зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой обязательно нужно вывешивать кормушки для птиц.
Логопед: Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт. Я предлагаю вам превратиться в птиц и рассказать, как это было.
Игра «Кто как голос подаёт?».
Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею лучше всех каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею лучше всех стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею лучше всех тинькать.
Я голубь. Я умею лучше всех ворковать.
Я снегирь. Я умею лучше всех свистеть.
Логопед: Слушал всех воробей и сказал: «Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать. Но я не умею ворковать, тинькать, каркать, стрекотать, свистеть и ухать. А в нашем споре нет победителя, потому что наши голоса даны нам для того, чтобы можно было нас отличить друг от друга». Поняли птицы, что их спор бесполезен и стали улетать. А сколько же птиц улетело?
Игра «Сосчитай птиц».
Дети считают птиц и в конце подсчёта подводят итог.
Один воробей, два воробья, три воробья. Улетело три воробья.
Одна сова, две совы, три совы. Четыре совы, пять сов. Улетело пять сов.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей. Улетело пять голубей.
И так далее.
Логопед: Ребята, птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (Размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела.)
Шустрый воробей знает всё о больших птицах. А как сказать, если птичка маленькая, он не знает. Поможем воробью?
Игра «Большой, маленький».
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – чёрненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие пёрышки.
Физкультминутка
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари. Пощипывают щёки.
Это красные фонарики «Фонарики».
Засветили снегири. Взмахи руками, как крыльями.
Чистят пёрышки пунцовые, «Чистят пёрышки».
Воду пьют из родника. «Пьют».
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека. Ритмичные хлопки в ладоши.
Логопед: Шустрому воробью уже пора прощаться с вами, ребята. А на прощание он приготовил для вас загадки. Загадки воробей составил сам. Они о его друзьях птицах.
Игра «Узнай по описанию».
Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. (Воробей)
Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (Снегирь)
Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная. (Синица)
Красноголовый, большой, умный, зимующий. (Дятел)
Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (Сова)
Логопед: Ребята, воробью очень понравилось, как вы отгадывали загадки. Он сказал мне о том, что в следующий раз он прилетит и будет отгадывать ваши загадки. Вам надо хорошо подготовиться и сочинить свои загадки о друзьях воробья к следующему занятию.
III. Заключительная часть.
Логопед: Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц. С помощью каких признаков мы отличаем птиц друг от друга? Какое задание вам нужно выполнить к следующему занятию?
|