Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"
Ход собрания
Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Нормально развивающийся ребенок к 5-ти годам активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми, все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток. становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными: затрудняется их объяснение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формирование личности в целом.
Работа по развитию речи педагогами и специалистами детского сада проводится в системе, охватывающей все ее стороны.
Сегодня мне бы хотелось особое внимание обратить на произносительную сторону речи и на мелкую моторику ребенка, как на активный двигатель развития речи ребенка.
Я предлагаю вам не только посмотреть и послушать, но и проиграть в игры, чтобы вы смогли почувствовать на сколько это кропотливая и нелегкая работа для нас взрослых, а тем более для ребенка 4-5 лет.
Практическая часть
(родители сидят на ковре на больших стульях в дружном кружочке).
Развитие артикуляционного аппарата
|. Очень любит наш роток улыбаться:
лопатка забор желобок воздух мясорубка (отработка звука «л»)
(книжка с чистоговорками)
ла-ла-ла лу-лу-лу лы-л ы-лы ил-ил-ил ил—ил-ил
Развитие воздушной струи
Бабочки на резинке Воздушные шары Мыльные пузыри Желобок с воздухом (ваточка пляшет на ладошке. ваточка сдувается с ладошки) — сила воздушной струи (на столике лежат игры: шары, мыльные пузыри, трубочка с бусинками, ветрячки. поддувалки)
Просодическая сторона речи
(громко-тихо, низко-высоко‚ медленно-быстро и т.д.)
- Звуковая дорожка
- Таря-Маря
Развитие фонематического слуха это умение различать звуки. Работа над развитием данной стороны речи начинается с простых игр.
|. «Что ты слышишь вокруг себя?» (часто играем в группе и на прогулке)
2. Звуки за ширмой (неваляшка. бубен. погремушка. барабан) более сложный вариант: звуки близкие по звучанию (все металлические предметы или все погремушки, но разного звучания)
3. Различение звуков речи. Игра «Угадай. кто позвал» (ребенок закрывает глаза и узнает голос)
4. Отбей ритм «Кукушка» (игра «1 почтальон»)
Влияние развитие мелкой моторики рук на речь ребенка
Тесно связано со становлением речи развития тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Цитата. Известный исследователь детской речи Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически. в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.
Таким образом "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи" такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекции руки есть еще одна "речевая зона мозга".
Пальчиковые игры.
Практическая часть
- Мы Делили апельсин
- Цветок
- Мальчик-с-пальчик где ты был?
- Ежик
На столе картотека пальчиковых игр. игры на развитие мелкой моторики руки, волчки, мозайки, бисероплетение, бисерография, катание различных предметов: бусинки, карандаши и т.д.
|