Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенкаИзвестный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг»,- писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Игры с пальчиками развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию, речь. Влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Установлено, что уровень умственного развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема умственного развития оставляет желать лучшего ( Например: число детей, имеющих речевые нарушения увеличилось: если в 50-х годах ХХ века было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале 21 века их стало 68% ).
Таким образом, вопрос умственного развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом  в своей работе я определила тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
В начале работы перед собой поставила цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в нее, развивая при этом умственные способности и вызывая эмоциональный отклик.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
1) Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, память, речь детей;
2) Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Поставив перед собою цель и определив задачи, занялась поисками всевозможных пальчиковых игр. Работая над темой, мною был составлен план на основе изученной литературы.
Начать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев. Учитывая этот момент, я подготовила картотеку пальчиковых упражнений и игр. И мною были проведены упражнения с пальчиками: «Флажок», «Очки», «Зайчик», «Коза», пальчиковые игры: «Апельсин», «Замок», «Кораблик» и т другие.
Также при помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, которые привлекают детей.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В свою работу я включила рисование с ватными палочками. Такой вид рисования позволяет детям не только развивать мелкую моторику рук, но и дает ощутить незабываемые положительные эмоции.
Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Сюда входит такие игры как:
1) «Разноцветные прищепки»;
2) Игры с пазлами, мозаиками;
3) «Застегни пуговку»;
4) «Выложи узор» (из пробок, камешков);
5) «Шнуровки»;
6) Постройки из счетных палочек.
Также приобрела различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр теней». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумагу. Мы ее мяли, рвали и создали аппликацию «Весной». Такой вид деятельности имеет терапевтический характер, положительно влияет на нервную систему, успокаивает детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например: «Рисование на крупе», игра «Забавная картина» (дети выкладывают рисунки с помощью круп на пластилиновой основе).
Для родителей в приемной имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. В течение года были подготовлены консультации «Почему необходимо проводить с детьми пальчиковые игры», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», папки-передвижки «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры в шкатулочку». Был проведен мастер-класс  «Волшебные ручки», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, дала необходимые рекомендации по ее проведению. Также организовала  в конце года фотовыставку «Умелые пальчики».
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на умственное развитие детей.
И в заключении хочу сказать, что я не буду останавливаться на достигнутых результатах, буду продолжать поиски новых приемов и методов, заботиться о здоровье детей.
Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «Три пути к знанию: путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это самый горький».

Просмотров: 560
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Бевз Майя Антоновна. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Каракина Ксения Сергеевна. Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь