Потешка-заигрыш
(вступление к каждой игре)
— Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый!
— Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый!
— В какую из Волшебных игр сегодня поиграем мы?
Скачать конспект
Этой потешкой-заигрышем хорошо начинать каждое занятие, так как она обладает тремя «секретными» функциями:
- вносит в занятие интригующий момент, вызывает любопытство ребенка;
- развивает тонус мышц рук — произнося слово «Здравствуй», ребенок совершает физические движения: изо всех сил сжимает руку взрослого или свою;
- задает положительный эмоциональный настрой, так необходимый при занятии с детьми, ведь каждый раз можно здороваться по-разному: то правой рукой за правую; то крест-накрест — правой за правую и левой за левую; то ребенок одновременно обеими руками сжимает одну руку взрослого; то ребенок и взрослый, повернувшись друг к другу спинами, подают друг другу руки через плечи или под коленями; то каждый здоровается сам с собой, пожимая одной рукой свою другую руку; можно здороваться со своей ногой, а можно — с ушком или носиком другого, можно здороваться мизинчиками, согнув их крючочками...
1. Добрые ладошки
В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Под 1-ю часть стихотворения покажите обе ладошки и покружите ими. Под 2-ю — возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальцы, пока он не научится делать это самостоятельно.
1. Топ и Шлёп так хороши,
Их похвалим от души —
Что за чудо-мальчики,
Расскажите, пальчики:
2. «Раз — конечно, ты хороший,
Два — конечно, ты пригожий,
Три — конечно, ты красивый,
А четыре — ты счастливый,
Пять — конечно, ты любим!»
С другой ручкой повторим.
2. Ах и Ох
Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.
(1) Утром смотрит Топ в оконце —
(2) Поднялось на небе солнце:
(3) Лучики на небесах
(4) Рассыпает солнце — ах!
(5) Тучка ловко этих крох
(6) Собирает вместе — ох!
3. Плих и Плюх
Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под 1-, 2-, 3-ю строчки ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4-ю строчку грозим пальчиком. 3-ю строчку ( «Плих и плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с ребенком, ее же можно использовать в качестве «хвостика», повторяя самостоятельно.
(1) Утром Топ водичкой
(2) Моет руки, личико:
(3) Плих и плюх, плих и плюх —
(4) Убегай, грязь, от чистюх!
4. Топ и Шлёп
Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время чтения 5-й и 6-й строчек и после, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлёп-шлёп-шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.
(1) Топ и Шлёп повсюду вместе,
(2) По отдельности ни с места.
(3) Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп,
(4) И Шлёп вперёд: шлё-ё-ёп, шлё-ё-ёп.
(5) Топ бежит: топ-топ-топ,
(6) И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп.
5. Бух и Плюх
Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.
Топ и Шлёп вдвоем гуляли: Топ-топ-топ,
Всех ворон пересчитали: Шлёп-шлёп-шлёп.
Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,
Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!».
6. Кап-кап-кап
В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-й и 2-й строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-й — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т.д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения 4-й строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
(1) Кап-кап-кап — закапал дождик.
(2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
(3) Раз, два, три, четыре, пять —
(4) Дождику нас не достать.
7. Хлип и Хлюп
Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлепаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка.
(1) Вот идут купаться братцы,
(2) Чтоб поплавать, поплескаться.
(3) Прыгнут в пруд — то там, то тут
(4) Раздается хлип и хлюп.
8. Хряп и Тяп
В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении 7-й — дуем на парус, и ладошки-лодочки движутся вперед со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп-тяп».
(1) Громко топоры стучат:
(2) Хряп-тяп, хряп-тяп —
(3) Братцы лодку мастерят:
(4) Хряп-тяп, хряп-тяп.
(5) Лодку на воду спустили,
(6) Парусами снарядили
(7) И поплыли.
9. Чик-чик и жмых-жмых
В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под 5-ю и 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем щепотью — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед.
Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения.
(1) Если резать все подряд —
(2) Будет кукольный салат.
(3) Братцы овощи мельчили:
(4) Чик-чик, чик-чик,
(5) Братцы овощи мешали:
(6) Жмых-жмых, жмых-жмых,
(7) А потом все посолили,
(8) Куклу Машу угостили.
10. Шик и Пшик
Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.
Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой —
Повернем на бок другой.
11. Хруп и хряп
В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время чтения второй половины изображаем шитье иголкой. «Хруп-хряп, хруп-хряп», «вот так, вот так!» — слова-хвостики.
Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
1. Топ и Шлёп рубашку шили —
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп, хруп-хряп.
2. Всё разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!
12. Жик и вжик
Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперед-назад» по другой раскрытой ладони.
Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец —
Распилили доски вмиг,
Только слышно: «жик» и «вжик».
13. Тук и стук
Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздается «стук-стук-стук».
|