Колоколова Марина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск
Наше динамичное время не позволяет запастись знаниями на всю жизнь, требуется готовность выпускника к образованию и к самообразованию. Для решения стратегических задач модернизации и инновационного развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, создать и реализовать что-то своё, необычное, а также умение принимать на себя ответственность
В контексте новых требований перед педагогами встаёт задача: формирования ключевых компетентностей у дошкольников. Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах (ребёнок – родитель, ребёнок – воспитатель, ребёнок – сверстник), в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.
Занимаясь вопросами организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требования ФГОС, вопросами индивидуализации образования, поиском форм работы с воспитанниками в соответствии с их потребностями, интересами, для поддержки детской инициативы, активности, самостоятельности мы провели анализ организации воспитательно-образовательного процесса в своём ДОУ с точки зрения вызовов времени, мы пришли к выводам:
- формы образовательной деятельности, которые реализуются в ДОУ, не соответствуют современным тенденциям развития дошкольного образования, не учитывают социальную ситуацию развития ребёнка, не способствуют индивидуализации образования
- проводимая нами педагогическая диагностика не выявляет ключевых компетентности дошкольников, лишь констатирует успешность освоения ООП ДО, определяя дефициты развития ребёнка. С такой диагностикой трудно определить траекторию развития ребёнка с учётом его интересов, потребностей
- педагоги испытывают недостаток форм работы с детьми, основанными на интересе детей, их потребности, поддержке детской инициативы, познавательной активности, самостоятельности.
Мы пришли к мнению о необходимости внедрения в образовательное пространство ООП ДО «Вдохновение», программы, которая отвечает вызовам современного времени, в которой ребёнок — полноценный участник образовательных отношений, инициативный, активный, самостоятельный, программы, которая обеспечивает индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.
Наш педагогический коллектив, внедряя ООП ДО «Вдохновение», определил тему исследования «Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников».
Для себя мы определили основные задачи нашего исследования:
- Апробировать формы работы с воспитанниками: Утренний сбор, Детский совет;
- Выявить эффективность реализации групповых сборов для формирования ключевых компетентностей дошкольников: коммуникативной, социальной, деятельностной, информационной;
- Восполнить пробелы в дефицитах профессиональных компетенций педагогов при подготовке, организации и проведении детских сборов;
- Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групповых помещения для организации детских сборов.
Первыми нашими формами работы с воспитанниками в рамках внедрения ООП ДО «Вдохновение», стали детские сборы. Мы разделили детские сборы на Утренний круг и Детский совет и определили их структуру, время и место в распорядке дня.
В структуру Утреннего круга, которому определили место в распорядке дня до завтрака, вошли составные части: приветствие, определение состава группы, оглашение дня недели и даты, описание погоды, игры, обмен новостями. В «Приветствие» сопровождается разработанным ритуалом приветствия, которое обязательно согласуется с воспитанниками: это определённая рифма или просто слова, сопровождаемые движениями, жестами, мимикой (улыбка). Сюда входят и поздравления с днём рождения, ритуал с вручением подарка, пожелания хорошего дня, комплименты ( «Я рада, что в группе Настенька есть!»). Дети самостоятельно определяют состав детского коллектива: ведут подсчёт присутствия количества мальчиков и девочек, отмечают на информационных стендах или их составляющих. Определение дня недели определяется совместно с воспитателем: он комментирует, например, что сегодня среда, т.е. середина недели. Интересуется, сколько прошло рабочих дней, сколько осталось, какие дни выходные, определяется число, месяц, так день за днём у детей формируются временные представления. Воспитанники описывают состояние погоды, отмечая её в центре Природы. В «Обмене новостями» участвуют все дети. Эта часть наиболее насыщена смыслами. Ведь дети рассказывают о том, что их волнует, о прошедших событиях из личного опыта. Конечно, существуют сложности, особенно в данной части: в обмене новостями. Вначале, многие дети не знали о чём рассказывать, как построить свой рассказ (особенно в младших и средних группах). С ними приходилось вести индивидуальную работу: заранее выяснять новости, обсуждать, как можно их представить. В старших группах были сложности с тем, что новостей было много, дети перебивали друг друга. Поэтому педагоги совместно с детьми обговаривали правила поведения при сборе: вначале схематичные: говорить по очереди, не перебивать, слушать внимательно друг друга, у меня есть вопрос. Впоследствии, правила зарисовывали сами дети и располагали в месте проведения сбора.
Педагогу важно создать обстановку комфортности, доверия, важно, чтобы каждый ребёнок был услышан, понят, принят. Его личные сообщения, моменты (в зависимости от темы новости) стали близкими другим детям и взрослым: вызывали чувства сопереживания, радости, огорчения и т.д., то есть то, что испытывает сам ребёнок, когда делится своими новостями. Педагог может также поделиться своими новостями, как член коллектива, показав свою общность с детьми. Постепенно у детей формируется культура участия. Следует учесть, что иногда структурные части Утреннего сбора могут быть сокращены, а некоторые, наоборот, увеличены, какая-то часть может отсутствовать. Всё зависит от ситуации, когда, например, у ребёнка день рождения. Потребность определяет педагог, опираясь на возникающие в ходе проведения моменты, ситуации дня и т.д.
Утренний круг как нельзя лучше настраивает детей на совместную деятельность в течение всего дня, создаёт комфортные психолого-педагогические условия для общения, дальнейшей совместной деятельности детей и педагога в течение дня. После завтрака в распорядке дня наступает время Детского совета и работы в центрах активности.
Данная форма была введена в образовательное пространство не сразу, по мере апробирования такой формы, возникали споры, сомнения. Как и утренний круг, так и Детский совет, предполагают изменения самой позиции педагога в воспитательно-образовательном пространстве, изменения его восприятия, мировоззрения, так как равноправными участниками педагогического процесса теперь становятся дети.
Чтобы включить детей в управление делами и событиями в течение всего времени нахождения в детском саду, мы определили основные формы Детского совета:
- «Детский совет» для выбора темы недели
- «Детский совет» с работой в центрах активности
- «Итоговый Детский совет» для обсуждения результатов совместной деятельности.
Структурные части Детского совета определяются его формами. Например, в «Детский совет» для выбора темы недели включается: 1. Общение, игры (тренинги), 2. Выбор темы, 3. Планирование, подключается технология «Модель трёх вопросов», 4. Обсуждение. Дети самостоятельно выбирают тему недели, педагог тщательно записывает названия тем, имена детей, проявивших инициативу, а затем совместно с детьми ведётся подсчёт количества названных тем и собственно выбор темы. Совместное обсуждение, предложение взрослого «давайте договоримся», предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Дети сами стали предлагать обсудить спорные вопросы, обращаются друг к другу с предложениями. На первых порах при выборе темы недели педагоги отмечали трудности в назывании темы, поэтому в самом начале педагоги были инициаторами в определении тем. Для того, чтобы дети могли определиться с темой недели, педагоги проводили беседы «Что такое тема недели?». «Что может стать темой недели?», работу по выявлению интересов детей «Мои интересы», «Я люблю», «Меня интересует».
Понравилось и детям и педагогам совместно обсуждать вопросы, планировать деятельность по технологии «Модель трёх вопросов». Одна из воспитанниц на вопрос «Почему нравится так работать?», сказала: «Мне нравится, потому, что там записали то, что я сказала, и мы вместе будем всё делать».
Для обсуждения работы по теме недели или проекта воспитатели совместно с детьми обязательно анализируют образовательную паутинку и модель трёх вопросов: что сделали по теме, что ещё предстоит сделать, по ходу анализа взрослые и дети могут внести дополнительные предложения и идеи по реализации темы или проекта. Педагоги регламентируют деятельность центров активности, их количество, наполняют содержание материалом, соответственно поставленным образовательным задачам. В центрах активности происходит обучение дошкольников планировать свою деятельность, у воспитанников есть выбор средств, материалов деятельности, сверстников по общению.
И, если утренний «Утренний круг» больше решает задачи формирования таких ключевых компетентностей дошкольного детства, как социальная, коммуникативная, то «Детский совет» – задачи формирования деятельностной, информационной компетентности: умение планировать свою деятельность, выбрать соответствующий материал, найти информацию, отобрать нужную, рефлексировать по поводу своей деятельности (получилось – не получилось, почему, что для этого нужно) и т.д.
С введением Утреннего круга, Детского совета в образовательное пространство преобразилась и развивающая предметно-пространственная среда в групповых комнатах. Педагогами определены и организованы места для проведения групповых сборов (Детского совета, утреннего круга): место в центре группы, есть мягкое покрытие – ковры. Почти во всех группах имеются индивидуальные места для воспитанников — небольшие персональные подушки, коврики для того, чтобы дети сидели на них во время сборов. В группах оформляются информационные стенды по теме недели или его составляющие. На видных местах педагогами разработаны и размещены в доступном для детского глаза месте правила поведения при проведении групповых сборов. Во всех группах имеются маркеры, обозначающие центры активности на доступных для детей местах. На стенах в группах на уровне роста детей размещены фотографии детей, отражающие жизнь детей: в повседневной деятельности, во время проведения Детского совета, утреннего сбора, досуговых и других мероприятий, в рамках реализации темы недели, а также на стенах находятся рисунки и поделки детей творческого содержания.
|