Надымова Зоя Ивановна. «Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»

«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»

Актуальность

Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а так же сотрудничество детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Эти принципы способствуют формированию целостной картины мира ребёнка.

 

Скачаьб конспект

Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, ребёнок получает позитивный социальный опыт и ситуации, которые стимулируют его личностный рост и саморегуляцию. Во-вторых, ребёнок учится поиску новых не стандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. В третьих умение ребёнком проявлять продуктивную инициативу. Эти причины позволяют решить одну из важных задач Закона об образовании РФ – развитие и поддержка детской инициативы. Реализация поддержки детской инициативы определена целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Сегодня одной из наиболее яркой, развивающей, интересной, значимой, как для взрослых, так и для детей является проектная деятельность. В основу проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей. Такие проекты объединены определенной практической темой.

Описание опыта

Темы недели я определяю в соответствии с Образовательной программой ДОУ, которые включены в тематическое планирование Рабочей программы группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности.

В своей практике я использую четыре вида проекта, каждый из которых обладает своими особенностями:

  • Познавательный;
  • Исследовательский;
  • Творческий;
  • Нормативный.

В зависимости от темы и поставленных задач наши проекты были познавательными, нормативно – исследовательскими, а так же включали все четыре вида.

Например: Тема недели «русская кукла — матрёшка».

  • Дети узнавали историю её создания (познавательный).
  • Измеряли высоту, количество матрёшек (исследовательский.)
  • Разукрашивали матрёшку узорами русских народных промыслов (творческий).
  • Русская матрёшка – символ России (нормативный).

Любой наш проект мы реализуем поэтапно. На первом этапе создание ситуации в ходе, которой дети самостоятельно приходят к формированию темы и основных задач. На втором этапе мы реализуем проект (дети совместно с взрослыми находят ответы на поставленные вопросы и решают задачи первого этапа). На третьем этапе дети и взрослые презентуют результаты проекта. Четвёртый этап очень важен, так как выставка результатов в дальнейшем используется в предметно – развивающей среде нашей группы.

Цель моей работы: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, используя проектную деятельность в рамках тематической недели.

Достигая поставленной цели я решила ряд задач:

  • У детей сформированы предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
  • Развиты умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
  • Созданы условия для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог, ребёнок, родитель).

При достижении первой задачи, мы опирались на постановку проблемной ситуации, которую решали в течение недели. Тема недели была мини проектом, в котором детям предстояло выяснить, узнать, понять, что-то новое неизведанное.

Темы недели были самыми различными – как более конкретными «Дома», «Игрушки», «Транспорт», так и достаточно абстрактными «Дружба», «Мои права», «Превращения», как более близкими практическому опыту детей «Домашние животные», «Посуда», «Зима», так и удалёнными «Космос», «Море». В младшем дошкольном возрасте название темы недели я формулирую самостоятельно, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно формулируют её название.

Принципы выбора темы недели:

  1. Право выбора. Предлагаю варианты темы. Обсуждаем вместе с детьми. Во время обсуждения я ставлю ключевые вопросы: Почему эту тему выбираем? Что мы знаем по этой теме? Что хотим узнать?
  2. Понимание. Дети своими вопросами и ответами показывают, что они знают и точно понимают, о чем или про что будет предстоящая неделя.
  3. Создать чувство безопасности ребёнка. Ключевое слово: У нас всё получится, вместе всё решим? Дети должны не бояться высказывать свое мнение, предложения.
  4. Развивающая среда. Все центры-активности группы наполняются дидактическим материалом по теме недели.
  5. Сотрудничество и обратная связь с родителями. Ключевое слово: Что мы можем узнать дома? «Письмо родителям» (краткая информация по теме / задание (приветствуется простота, доступность в выполнении).

Например:

Уважаемые родители, тема недели с 16 по 20 сентября «Посуда»!

На этой недели мы узнаем много нового и просим вас принять активное участие.

Задание-просьба:

  1. Прочитать со своим ребенком сказку «Федорино горе!»
  2. Сосчитать сколько дома кастрюль и сковородок.
  3. Нарисовать любимую тарелку ребенка.

Таким образом, дети и родители накануне получают первичное задание для самостоятельной поисковой деятельности по предстоящей теме.

Каждый день у нас проходит «Утренний сбор», или как мы любим называть его с детьми «Утренний позитив». Который состоит из:

1. Приветствие: я предлагаю детям поприветствовать друг друга в определенной форме или по определенной традиции. Например, на разных языках, как инопланетяне, шуточно, в форме комплиментов и т.п.

( «Здравствуйте друзья!», «Сердце», «Свеча», «Взявшись за руки», «Загадки и описания», «Жмурки», «Микрофон», «Рукопожатие», «Клубочек» и т.д.).

2. Новость дня (обмен информацией): темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно обсуждается «Новости выходного дня» в другие дни может быть новостью день рождение одного из воспитанников или, например ребенок сообщает о том, что у них кошка окотилась.

3. Письмо задание (что предстоит сделать, о чем узнать, во что поиграть, зачем наблюдать и т.д.) Пример такого письма представлен на слайде и как вы заметили, я использовала его в начале своего выступления.

После письма я использую «Модель трех вопросов». Пример перед вами на слайде.

Обозначенная тема проходит красной линией в течение всего дня и так ежедневно в течение учебной недели.

Во всех центрах активности, на занятиях и в свободной игровой деятельности, так или иначе, детям предоставляется информация и предлагается материал по теме недели. Например: Предлагаю вам обратить внимание на слайд. Перед вами тема недели «Дед Мороз»

Научные исследования говорят о том, что когда мы получаем информацию, мы ее принимаем и понимаем если:

Слушаем – 5%

Читаем – 10%

Аудио, видео – 20%

Наглядное пособие – 30%

Обсуждение в группе – 50%

Обучение и практические действия – 70%

В роли обучающего – 90%

Огромную роль, в раскрытии любой темы, играет образовательная и предметно-пространственная среда группы. Я уделяю большое внимание оснащению каждого центра активности по заданной теме. На слайде представлены примеры оформления центров по разным темам недели.

В пятницу организую Вечерний сбор, который помогает нам с ребятами проанализировать наши достижения, успехи, трудности и то, что больше всего понравилось или запомнилось по пройденной теме. Так же я акцентирую внимание на том, что дети выяснили или узнали самостоятельно или с помощью родителей. На вечернем сборе мы обсуждаем тему следующей недели.

Всем известно, что проектная деятельность предполагает продукт совместной деятельности. Такими продуктами в моей практике являются:

  • Публикации новостей о достижениях детей для родителей на официальном сайте ДОУ (ежемесячно).
  • Заметки в газете «Звезда Лангепаса».
  • Победа в конкурсе на получение гранта ПАО «ЛУКойл» проект «Лангепас – город нефтяных профессий», 2016г.
  • Так же наиболее яркие итоги темы недели были представлены педагогическому сообществу в сети интернет.
  • Самым главным результатом таких недель являются положительные эмоции детей и отзывы родителей.
Просмотров: 494
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Новожилова Наталья Владимировна. Итоговое мероприятие в рамках темы недели «Наш край – Урал». Тема: «В гостях у хозяйки Уральских гор» (старший дошкольный возраст)
  • Бабкова Светлана Сергеевна. План тематической недели «Так начиналась Победа»
  • Корнишина Людмила Николаевна. «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
  • Субракова О.А. ,Косточакова Е.С.. Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Как лёд на реке тает?» (в рамках тематической недели «Весна»)
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование во II-младшей группе по ФГОС Тема недели: «Правила безопасности дома и на природе»
  • Рафиля Минтагировна Хоснуллина. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе Тема недели: Неделя леса
  • Скопцова Наталья Владимировна. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 1 по 4 сентября) Тема недели: «Здравствуй, детский сад»
  • Софиенко Татьяна Витальевна. Конспект открытого мероприятия для детей первой младшей группы (с 1,5-2 лет) в рамках недели педагогического мастерства: «Школа дорожных наук» Тема: «Зайчик в гостях у ребят»
  • Рыжова Раиса Леонидовна. Конспект НОД в рамках недели педагогического мастерства для родителей и детей второй группы раннего возраста (2 — 3 года) «Путешествие с солнышком»
  • Давлетшина Гюзель Наильевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе Тема недели: «Во саду ли, во огороде!»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Светлана Самойлова. План – конспект НОД с детьми средней группы. Тема недели: «Ателье» (одежда, обувь, головные уборы)
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование во II-младшей группе по ФГОС Тема недели: «Осень в жизни животных»
  • Галина Иванова. План – конспект НОД с детьми подготовительной группы в рамках тематической недели «Зимушка хрустальная»
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект тематической недели, посвященной празднованию Дня матери в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
  • Воротынцева Наталья Васильевна. Консультация для родителей «Учим дни недели»
  • Хрычева Наталия Петровна. Перспективное планирование по ФГОС Тема недели: «Из чего сделаны предметы».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна Сигаева Светлана Анатольевна. Итоговое интегрированное мероприятие по теме недели «Перелётные птицы». Коллективная композиция «Лебединое озеро» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Белова Диана Ахатовна. План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Тема недели: «Комнатные растения»
  • Елена Сергеевна. Тема: «Зимние забавы» (интеграция с лексической темой недели)
  • Малая Светлана Владимировна. Планирование по темам недели «Чтение художественной литературы»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Конспект итогового занятия по теме недели «Зимующие птицы» в подготовительной группе.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект тематической недели, посвященной празднованию Дня Победы
  • Менщикова Марина Александровна. Технологическая карта ППР среды по теме недели «Широкая Масленица»
  • Белякова Ольга Алексеевна. Весело и легко учим дни недели с детьми дошкольного возраста
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Умарова Ижайбат Имамудиновна. Проект краткосрочный 3 недели «Куда исчезли динозавры» (для детей 4-5 лет).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь