Актуальность
Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а так же сотрудничество детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Эти принципы способствуют формированию целостной картины мира ребёнка.
Скачаьб конспект
Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, ребёнок получает позитивный социальный опыт и ситуации, которые стимулируют его личностный рост и саморегуляцию. Во-вторых, ребёнок учится поиску новых не стандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. В третьих умение ребёнком проявлять продуктивную инициативу. Эти причины позволяют решить одну из важных задач Закона об образовании РФ – развитие и поддержка детской инициативы. Реализация поддержки детской инициативы определена целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Сегодня одной из наиболее яркой, развивающей, интересной, значимой, как для взрослых, так и для детей является проектная деятельность. В основу проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей. Такие проекты объединены определенной практической темой.
Описание опыта
Темы недели я определяю в соответствии с Образовательной программой ДОУ, которые включены в тематическое планирование Рабочей программы группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности.
В своей практике я использую четыре вида проекта, каждый из которых обладает своими особенностями:
- Познавательный;
- Исследовательский;
- Творческий;
- Нормативный.
В зависимости от темы и поставленных задач наши проекты были познавательными, нормативно – исследовательскими, а так же включали все четыре вида.
Например: Тема недели «русская кукла — матрёшка».
- Дети узнавали историю её создания (познавательный).
- Измеряли высоту, количество матрёшек (исследовательский.)
- Разукрашивали матрёшку узорами русских народных промыслов (творческий).
- Русская матрёшка – символ России (нормативный).
Любой наш проект мы реализуем поэтапно. На первом этапе создание ситуации в ходе, которой дети самостоятельно приходят к формированию темы и основных задач. На втором этапе мы реализуем проект (дети совместно с взрослыми находят ответы на поставленные вопросы и решают задачи первого этапа). На третьем этапе дети и взрослые презентуют результаты проекта. Четвёртый этап очень важен, так как выставка результатов в дальнейшем используется в предметно – развивающей среде нашей группы.
Цель моей работы: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, используя проектную деятельность в рамках тематической недели.
Достигая поставленной цели я решила ряд задач:
- У детей сформированы предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
- Развиты умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
- Созданы условия для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог, ребёнок, родитель).
При достижении первой задачи, мы опирались на постановку проблемной ситуации, которую решали в течение недели. Тема недели была мини проектом, в котором детям предстояло выяснить, узнать, понять, что-то новое неизведанное.
Темы недели были самыми различными – как более конкретными «Дома», «Игрушки», «Транспорт», так и достаточно абстрактными «Дружба», «Мои права», «Превращения», как более близкими практическому опыту детей «Домашние животные», «Посуда», «Зима», так и удалёнными «Космос», «Море». В младшем дошкольном возрасте название темы недели я формулирую самостоятельно, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно формулируют её название.
Принципы выбора темы недели:
- Право выбора. Предлагаю варианты темы. Обсуждаем вместе с детьми. Во время обсуждения я ставлю ключевые вопросы: Почему эту тему выбираем? Что мы знаем по этой теме? Что хотим узнать?
- Понимание. Дети своими вопросами и ответами показывают, что они знают и точно понимают, о чем или про что будет предстоящая неделя.
- Создать чувство безопасности ребёнка. Ключевое слово: У нас всё получится, вместе всё решим? Дети должны не бояться высказывать свое мнение, предложения.
- Развивающая среда. Все центры-активности группы наполняются дидактическим материалом по теме недели.
- Сотрудничество и обратная связь с родителями. Ключевое слово: Что мы можем узнать дома? «Письмо родителям» (краткая информация по теме / задание (приветствуется простота, доступность в выполнении).
Например:
Уважаемые родители, тема недели с 16 по 20 сентября «Посуда»!
На этой недели мы узнаем много нового и просим вас принять активное участие.
Задание-просьба:
- Прочитать со своим ребенком сказку «Федорино горе!»
- Сосчитать сколько дома кастрюль и сковородок.
- Нарисовать любимую тарелку ребенка.
Таким образом, дети и родители накануне получают первичное задание для самостоятельной поисковой деятельности по предстоящей теме.
Каждый день у нас проходит «Утренний сбор», или как мы любим называть его с детьми «Утренний позитив». Который состоит из:
1. Приветствие: я предлагаю детям поприветствовать друг друга в определенной форме или по определенной традиции. Например, на разных языках, как инопланетяне, шуточно, в форме комплиментов и т.п.
( «Здравствуйте друзья!», «Сердце», «Свеча», «Взявшись за руки», «Загадки и описания», «Жмурки», «Микрофон», «Рукопожатие», «Клубочек» и т.д.).
2. Новость дня (обмен информацией): темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно обсуждается «Новости выходного дня» в другие дни может быть новостью день рождение одного из воспитанников или, например ребенок сообщает о том, что у них кошка окотилась.
3. Письмо задание (что предстоит сделать, о чем узнать, во что поиграть, зачем наблюдать и т.д.) Пример такого письма представлен на слайде и как вы заметили, я использовала его в начале своего выступления.
После письма я использую «Модель трех вопросов». Пример перед вами на слайде.
Обозначенная тема проходит красной линией в течение всего дня и так ежедневно в течение учебной недели.
Во всех центрах активности, на занятиях и в свободной игровой деятельности, так или иначе, детям предоставляется информация и предлагается материал по теме недели. Например: Предлагаю вам обратить внимание на слайд. Перед вами тема недели «Дед Мороз»
Научные исследования говорят о том, что когда мы получаем информацию, мы ее принимаем и понимаем если:
Слушаем – 5%
Читаем – 10%
Аудио, видео – 20%
Наглядное пособие – 30%
Обсуждение в группе – 50%
Обучение и практические действия – 70%
В роли обучающего – 90%
Огромную роль, в раскрытии любой темы, играет образовательная и предметно-пространственная среда группы. Я уделяю большое внимание оснащению каждого центра активности по заданной теме. На слайде представлены примеры оформления центров по разным темам недели.
В пятницу организую Вечерний сбор, который помогает нам с ребятами проанализировать наши достижения, успехи, трудности и то, что больше всего понравилось или запомнилось по пройденной теме. Так же я акцентирую внимание на том, что дети выяснили или узнали самостоятельно или с помощью родителей. На вечернем сборе мы обсуждаем тему следующей недели.
Всем известно, что проектная деятельность предполагает продукт совместной деятельности. Такими продуктами в моей практике являются:
- Публикации новостей о достижениях детей для родителей на официальном сайте ДОУ (ежемесячно).
- Заметки в газете «Звезда Лангепаса».
- Победа в конкурсе на получение гранта ПАО «ЛУКойл» проект «Лангепас – город нефтяных профессий», 2016г.
- Так же наиболее яркие итоги темы недели были представлены педагогическому сообществу в сети интернет.
- Самым главным результатом таких недель являются положительные эмоции детей и отзывы родителей.
|