С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики, а музейную педагогику в детском саду как один из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Скачать презентацию
Как и в какой форме происходит знакомство детей с музейной педагогикой в детском саду? Одной из форм является картинная галерея. Превращение одного из коридоров детского сада в привлекательную картинную галерею, на стенах которого помещены фотографии, репродукции картин и детские творческие работы – одна из форм работы с детьми. Экспозиции меняются в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. С детьми старшего дошкольного возраста интересно заниматься коллекционированием. Темы коллекций могут быть самыми разнообразными.
Интересной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста является организация экскурсий в музей.
Часто ли бывают дети в музеях? Большая часть воспитанников детских садов ни разу не посещали музеи. Причины могут быть самыми разными.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музея. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, воспитанники старших групп проводят экскурсии для малышей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
- Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
- Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрасных особенностей дошкольников.
- Активность детей в усвоении музейного наследия.
Примерная тематика мини-музеев разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Игрушки-забавы», «Музей часов», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика», «Мой край Югра», «Ёлка моей мечты» и другие.
Подробнее мы поговорим о мини-музее времени, как одной из форм развития познавательной активности дошкольников.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления о времени.
Цель: Формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени.
Задачи:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков
- включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
- формировать у детей представление о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
- познакомить с различными видами часов и их особенностями
- дать представление о единицах измерения времени
- развивать привычку рационального использования времени
- развивать внимание, память, мышление, совершенствовать речь детей.
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Разделы дополнены художественной литературой, дидактическими играми, раскрасками по теме, а так же экспонатами, изготовленными детьми и родителями. А также первые часы, которые изобрел человек — песочные часы, солнечные часы, современные часы – настенные часы, настольные часы, декоративные часы, наручные часы, будильники.
Формы работы с экспозициями мини-музея: экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры путешествия, интеллектуально-творческие игры и др.
Я считаю, что с помощью данной формы развития познавательной активности дошкольников ребята будут узнавать интересные сведения об окружающем мире, данная форма работы будет способствовать развитию речи, расширению их словарного запаса и кругозора, поможет пользоваться часами и календарями, ценить время.
|