Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.

«Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.

С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики, а музейную педагогику в детском саду как один из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.

Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

 

Скачать презентацию

Как и в какой форме происходит знакомство детей с музейной педагогикой в детском саду? Одной из форм является картинная галерея. Превращение одного из коридоров детского сада в привлекательную картинную галерею, на стенах которого помещены фотографии, репродукции картин и детские творческие работы – одна из форм работы с детьми. Экспозиции меняются в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. С детьми старшего дошкольного возраста интересно заниматься коллекционированием. Темы коллекций могут быть самыми разнообразными.

Интересной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста является организация экскурсий в музей.

Часто ли бывают дети в музеях? Большая часть воспитанников детских садов ни разу не посещали музеи. Причины могут быть самыми разными.

Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музея. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, воспитанники старших групп проводят экскурсии для малышей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

  1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
  2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрасных особенностей дошкольников.
  3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Примерная тематика мини-музеев разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Игрушки-забавы», «Музей часов», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика», «Мой край Югра», «Ёлка моей мечты» и другие.

Подробнее мы поговорим о мини-музее времени, как одной из форм развития познавательной активности дошкольников.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления о времени.

Цель: Формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени.

Задачи:

  1. реализация направления музейной педагогики;
  2. обогащение предметно-развивающей среды;
  3. обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями
  4. формирование у дошкольников представлений о музее;
  5. расширение кругозора
  6. развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
  7. формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  8. включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
  9. формировать у детей представление о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
  10. познакомить с различными видами часов и их особенностями
  11. дать представление о единицах измерения времени
  12. развивать привычку рационального использования времени
  13. развивать внимание, память, мышление, совершенствовать речь детей.

Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Разделы дополнены художественной литературой, дидактическими играми, раскрасками по теме, а так же экспонатами, изготовленными детьми и родителями. А также первые часы, которые изобрел человек — песочные часы, солнечные часы, современные часы – настенные часы, настольные часы, декоративные часы, наручные часы, будильники.

Формы работы с экспозициями мини-музея: экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры путешествия, интеллектуально-творческие игры и др.

Я считаю, что с помощью данной формы развития познавательной активности дошкольников ребята будут узнавать интересные сведения об окружающем мире, данная форма работы будет способствовать развитию речи, расширению их словарного запаса и кругозора, поможет пользоваться часами и календарями, ценить время.

Просмотров: 940
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ «ЧАСИКИ – ЧАСЫ» В ДЕТСКОМ САДУ
  • Епифанова Светлана Николаевна. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее 'Главная улица России-река Волга'
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна. «Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада.
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Брахнова Мария Александровна. Конспект экскурсии по мини-музею «Вещи неизвестного солдата» для детей старшего дошкольного возраста
  • Булатова Наталья Леонидовна. Методическая разработка для воспитателей Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в средней группе «От динозавров до нашего времени»
  • Людмила Анатольевна Панова. Создание мини-музея в условиях детского сада
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Герасимова Марина Анатольевна. Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»
  • Горбачева Валентина Викторовна. Календарно-тематическое планирование работы мини-музея «Коми изба» в подготовительной к школе группе
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Дегтярева Наталья Александровна. Организация мини-музея в группе детского сада
  • Прохорова Мария Алексеевна Софронова Инна Сергеевна. Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Култышева Ольга Леонидовна. Проект «Мини – музей. В мире детских коллекций».
  • Атапина О.В.. Перспективный план работы мини-лаборатории с детьми 5-6 лет.
  • Епифанова Светлана Николаевна. Презентация для работы в мини-музее 'Главная улица России -река Волга' по сказке С.Я.Маршака 'Волга и Вазуза'
  • Цыганова Инна Сергеевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Наталья Куликова (С. Частые). Мини-музеи в детском саду
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Бегларян Наийла Егоровна. Дидактические игры для дошкольников на тему 'Ориентация во времени и пространстве'
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь