- Карпенко Евгения Владимировна
- Потапова Наталья Александровна
БДОУ г. Омска Детский сад №236
Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ. Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные проекты, в том числе инновационный проект «Мини-музеи в детском саду». Эта работа была начата на основе рекомендаций, разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами и единомышленниками. [1]
Но что такое мини-музей?
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям; мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили и приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Воспитателям необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка — это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций — занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и культурой и традициями русского народа.
И мы решили, а почему бы и нам не попытаться возродить наши исконно-русские традиции и постараться приобщить детей, хоть немного к нашей традиционной русской культуре.
А с чего мы начали?
Первая тряпичная кукла появилась на день Матери, которую мы создали совместно с детьми и их родителями. Называется она «Мамушка». Дети заинтересовались, далее были изготовлены Зайчик на пальчик, пеленашки, Рождественский ангел, Коляда, Утешница. Фантазия разыгралась и совместно с детьми, взяв за основу способ изготовления народных кукол наших бабушек были изготовлены: Хозяюшка, Барыня осень, Невеста.
В результате набралось довольно таки много тряпичных кукол и невольно мы пришли с детьми к тому, что нам интересно будет создать в нашей группе маленький кукольный музей, но место в группе мало для расположения музея, и опять мы взяли традицию наших бабушек хранить кукол в сундуке. Обратились к родителям, найти сундук не получилось, и мама нашей воспитанницы предложила старинный чемодан. Родителям очень нравится, они оценили нашу работу, охотно помогают с материалом. Это способствует более тесной связи с родителями.
Целью нашего мини-музея приобщение детей к традиционной культуре России.
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.
Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.
Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое. Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.
Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.
Ведь каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Список литературы
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями: лекции 5-8 — Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.
- Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011
- Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009
- Комаров А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 129-134. — URL https: //moluch. ru/conf/ped/archive/19/920/ (дата обращения: 13. 03. 2018).
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010
|