Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников

Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников

  • Карпенко Евгения Владимировна
  • Потапова Наталья Александровна

БДОУ г. Омска Детский сад №236

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ. Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные проекты, в том числе инновационный проект «Мини-музеи в детском саду». Эта работа была начата на основе рекомендаций, разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами и единомышленниками. [1]

Но что такое мини-музей?

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям; мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

 

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили и приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Воспитателям необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка — это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций — занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и культурой и традициями русского народа.

И мы решили, а почему бы и нам не попытаться возродить наши исконно-русские традиции и постараться приобщить детей, хоть немного к нашей традиционной русской культуре.

А с чего мы начали?

Первая тряпичная кукла появилась на день Матери, которую мы создали совместно с детьми и их родителями. Называется она «Мамушка». Дети заинтересовались, далее были изготовлены Зайчик на пальчик, пеленашки, Рождественский ангел, Коляда, Утешница. Фантазия разыгралась и совместно с детьми, взяв за основу способ изготовления народных кукол наших бабушек были изготовлены: Хозяюшка, Барыня осень, Невеста.

В результате набралось довольно таки много тряпичных кукол и невольно мы пришли с детьми к тому, что нам интересно будет создать в нашей группе маленький кукольный музей, но место в группе мало для расположения музея, и опять мы взяли традицию наших бабушек хранить кукол в сундуке. Обратились к родителям, найти сундук не получилось, и мама нашей воспитанницы предложила старинный чемодан. Родителям очень нравится, они оценили нашу работу, охотно помогают с материалом. Это способствует более тесной связи с родителями.

Целью нашего мини-музея приобщение детей к традиционной культуре России.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.

Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое. Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.

Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.

Ведь каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Список литературы

  1. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями: лекции 5-8 — Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.
  2. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011
  3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009
  4. Комаров А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 129-134. — URL https: //moluch. ru/conf/ped/archive/19/920/ (дата обращения: 13. 03. 2018).
  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010
Просмотров: 661
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Парфенова Юлия Александровна. Проект: «Мини-музей кукол настольного театра»
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Акимова Варвара Васильевна. Мини музей в образовательном процессе ДОУ.
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Мини-музей Деревянной игрушки
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Костова Марина Александровна. МИНИ-МУЗЕЙ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Култышева Ольга Леонидовна. Проект «Мини – музей. В мире детских коллекций».
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Водомерова Юлия. Педагогический проект мини — музей «Мы сказочники»
  • Герасимова Марина Анатольевна. Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»
  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Никулина Александра Борисовна. Мини-Музей «Город Пермь: от А до Я»
  • Елена Павлова. Мини-музей 'Космос'
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Смотр - конкурс Лучший мини - музей в ДОУ
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей Поделки из бросового материала
  • Иванова Любовь Васильевна. Проект: «Мини-музей часов»
  • Салаватова Светлана Мубаракзяновна. Мини- музей «Мягкая игрушка – моя подружка»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Мини-музей Казачества.
  • Богословская Татьяна Ивановна. Мини-музей «Солнышко»
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Васильева Наталья Борисовна. Путешествие в прошлое (мини-музей «Русская изба»)
  • Гриценко Наталия Михайловна. Презентация - Мини-музей «Тигрята»
  • Ирина Витальевна Лоза. Презентация 'Мини-музей' Оригами
  • Крылова Татьяна Леонидовна. Мини – Музей «Золотая Хохлома»
  • Степанюгина Ольга Ивановна. Экскурсия в мини-музей «Цветок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь