МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка — детский сад № 144»
Разработала: Никулина Александра Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории Пермь, Орджоникидзевский район 2014 г.
I. Паспорт проекта.
- Название проекта «Город Пермь: от А до Я»
- Номинация «Город – это мы!»
- Автор проекта Никулина Александра Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144»
- Исполнители проекта Дети, родители, воспитатели подготовительной группы
- Сроки реализации проекта С 1 февраля по 27 мая 2014 года
- учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г.Перми
- Юридический адрес учреждения г.Пермь ул. Пархоменко, 6
- Телефон учреждения
- Электронная почта учреждения vikasad@mail. ru
- Заведующий МАДОУ Останина Людмила Владимировна
- Аннотация проекта В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.
Скачать конспект
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, проведение экскурсий, проведение фотоконкурса. Итоговым продуктом проекта является разработка иллюстративного методического пособия для дошкольников «Город Пермь: от А до Я», дидактической игры (пазлы), создание одноименной страницы в социальных сетях, выпуск календарей к юбилею города.
II. Содержание проекта.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Пермь. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Перми.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной для детей дошкольного возраста.
Гипотеза
Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Концептуальные основы проекта
МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 144» реализует программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство», разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга. Данная программа предполагает достаточно активное знакомство детей с родным городом, с его историческими и культурными ценностями. Авторы программы рекомендуют знакомить детей с городом, в котором они проживают, т.е. заменить данный блок региональным компонентом.
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Пермью в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта – методическое пособие азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я».
Проект – долгосрочный, рассчитан на 4 месяца
Цель: формирование у детей и родителей устойчивого интереса к культурным ценностям города, чувства уважения к его жителям, гордости от осознания принадлежности к жителям Перми через участие в фотоконкурсе «Мой город – Пермь»
Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители.
Задачи.
- Разработать положение фотоконкурса «Мой город – Пермь»
- Сформировать детскую и родительскую компетентность по данной проблеме.
- Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
Прогнозируемый результат.
- Проведен фотоконкурс «Мой город – Пермь».
- Создана страница в социальных сетях «Пермь: от А до Я».
- Обогащенные и систематизированные знания детей достопримечательных мест города, района. Сформирован устойчивый интерес к изучению истории родного города.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данной теме — азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я».
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую мотивацию в вопросах изучения истории, культуры города Перми, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя пермяком. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Мы считаем данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Перми доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
- Мотивирование детей и родителей на работу по проекту.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета (см. приложение 3), вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей.
С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов (см. Приложение 2).
II этап – основной, включает в себя:
- разработку положения о фотоконкурсе (приложение 1).
- участие в фотоконкурсе «Мой город – Пермь»
- еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
Программы «Детство» (региональный компонент)
4) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
5) экскурсии по району, городу,
6) пополнение развивающей среды
7) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников
8) создание страницы в социальных сетях «Город Пермь: от А до Я»
9) выпуск методического пособия для дошкольников — азбука пермяка
«Город Пермь: от А до Я».
В группе введено в сетку занятий дополнительное занятие по краеведению (1 раз в неделю). Занятия проводит воспитатель в соответствии с перспективным планом.
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).
Одним из результатов работы по изучению истории родного города станет методическое пособие, созданное совместными усилиями детей, родителей и педагогов — азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»
III этап – итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- подведение итогов фотоконкурса
- детско-родительская конференция
- выпуск пособия азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»
- выпуск дидактической игры (пазлы) по теме проекта
6)выпуск календарей на 2014год с изображением достопримечательностей
города
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к завершению проекта.
Перспектива развития проекта: дальнейшая работа воспитателя с детьми по методическому пособию азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»
Формы и методы работы с детьми
- Занятия, беседы
- Фотосъемка
- Чтение художественной литературы
- Слушание аудио. Просмотр видео
- Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
- Викторины, досуги
- Театрализованные представления
- Встречи с интересными людьми
- Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
- Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
- Выставки творческих работ детей
Формы и методы работы с родителями
- Консультации
- Детско-родительская конференция
- Дни открытых дверей
- Конкурсы
- Организация фото и видеосъёмок
- Тематические праздники
- Экскурсии в музеи города
- Целевые прогулки к достопримечательностям города
Обеспечение проекта
- Картины, альбомы, иллюстрации, карты
- Фотоаппараты
- Мультимедиапроектор, компьютер
- Дидактические игры
- Исторические документы, фотографии
- Аудио, видео диски о городе
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
|