Паршкова Марина Рафхатовна Воспитатель первой категории МБДОУ «ЦРР –д/с «Родничок» Республика Саха Якутия, Алданский район г.Томмот
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью» — В. А. Сухомлинский.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине – месту, где человек родился. Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребенка, не имеющего достаточного количества знаний. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем понятнее и роднее будет становиться ему большая Родина – Россия.
Для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать. Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают фото о родном городе, делятся впечатлениями. Я провела мониторинг, и результаты показали, что у детей недостаточно сформированы знания о родном городе. Чтобы расширить и углубить работу в данном направлении мной была разработана программа «Знакомим дошкольников с родным городом». Идея разработки программы возникла, исходя из необходимости включения регионального компонента в единый образовательный процесс.
Большое значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом: его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, известными людьми, которые строили наш город. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе, ведь родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний о родном городе, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель программы: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи:
Образовательные
- Углублять представления о семье и ее истории;
- Знакомить детей с детским садом и его сотрудниками;
- Формирование представлений о достопримечательностях родного города, его государственных символах;
- Познакомить детей с историей возникновения родного города;
- Познакомить с бытом, культурой народов родного края;
- Познакомить с богатством растительного и животного мира, полезными ископаемыми, географическим положением родного города.
- Познакомить с героями родного города
Развивающие
- Развивать познавательную активность, творческие способности;
- Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему родного города;
- Способствовать развитию познавательной активности детей, формированию у дошкольников желания в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае;
- Развивать интерес к культуре родного края.
Воспитательные
- Воспитывать любовь и привязанность к семье, к родному городу, родной улице;
- Воспитывать гуманное отношение к природе;
- Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Программа «Знакомим дошкольников с родным городом»
включает в себя несколько блоков:
Блок 1 «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
Блок 2 «Мой город»
Блок 3. «Природа родного края»
Блок 4. «История родного края» (ознакомление с родным краем с помощью музейных экспонатов)
Блок 5. «Наши друзья северяне»
Блок 6. «Защитники Родины»
Блок 7. «Культура родного края».
Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе, изменяется только объем материала и формы организации образовательной деятельности.
Реализация программы «Знакомим дошкольников с родным городом» рассчитана на 4 года и осуществляется в процессе:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной образовательной деятельности с семьей.
Содержание программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально – художественной, коммуникативной.
В каждой возрастной группе предполагается использование различных форм организации образовательной деятельности.
|