Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
- Формировать осознанное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Скачать презентацию
Беседа о травах, деревьях. Животных и птицах, чтение рассказов о Башкортостане, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия.
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце, Дует лёгкий ветерок Мы вдыхаем его чистый Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой, И будем с друзьями защищать всё живое. Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных.
Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?
Дети: о планете Земля.
Воспитатель: Правильно ребята. И вот на этой планете есть замечательная Республика. Как она называется?
Дети: Башкортостан.
Воспитатель: Конечно это наша с вами родина. Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа». Воспитатель называет слова, дети должны сказать живая или неживая это природа
Воспитатель: Значит, ребята, «природа» — это то, что существует без помощи человека. А «не природа» — это то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Давайте вспомним какие деревья растут у нас?
Воспитатель: Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза.
Люблю берёзку русскую То светлую, то грустную, В зелёном сарафанчике С платочками в карманчиках
С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Леса – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Для этого нужно отгадать загадки, А загадки нам будут показывать и рассказывать наши одногрупники:
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
(Медведь)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
Птица чёрная сидит На лохматой ёлке - Кар! — всё время говорит. Клюв – страшней иголки.
(Ворона)
Пусть я птичка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода — Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хв2ост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спуститься под землю и узнать какие богатства хранит наша земля.
Отгадаете загадки, узнаете, о подземных богатствах своего края.
Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.
Чёрный, блестящий – труженик настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Воспитатель: Природа Башкортостана славится не только своими лесами и полезными ископаемыми.
Есть у нее и другие богатства: бескрайние степи, полноводные реки и озера, целебные источники. В Башкортостане более 600 рек и около 800 озер.
Как называется самая большая, глубокая, длинная река нашей республики?
Дети: Река Агидель.
Воспитатель: Самое большое озеро — Аслыкуль. Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая. Длина озера 8 км, а ширина 5 км.
Воспитатель: Башкирский мед широко известен в стране и за ее пределами. В далеком прошлом башкиры – коренные жители края – занимались бортничеством (сбором меда диких пчел).
Воспитатель: Башкиры – некогда кочевой народ. Очень давно они жили в юртах, готовили себе еду на костре, освещали свое жилище лучиной, но сегодня они живут в своих собственных домах, в благоустроенных квартирах.
Физминутка игра «Юрта»
Воспитатель: В нашей Республике много красивых мест. Например, такие как национальные парки и заповедники, также есть оздоровительные курорты, чем славиться наша республика. Где жители нашей республики и других регионов поправляют свое здоровье.
- Молодцы ребята, вот наше занятие подошло к концу.
Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что не понравилось? В чем было затруднение? (Ответы детей).
- О чем мы сегодня говорили?
Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно.
|