Ямало-Ненецкий региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» Секция «Естественнонаучная: живая природа»
Авторы работы:
- Мильнов Владислав Евгеньевич 7 лет, МБДОУ «ДС «Сказка», г. Муравленко
- Руководитель: Байшева Луиза Иркиновна воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка», г. Муравленко
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Детская исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Скачать конспект
Исследование обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
В домашнем экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
В наше время наблюдается процесс отдаления ребёнка от живой природы, потребительское отношение к ней. Это проявляется в разных формах. Ребёнок много времени проводит у компьютера, знает много виртуальных игр. Конечно, есть красивые видеофильмы о природе, но живое общение с природой этого не заменит!
С ранних лет ребёнок начинает проявлять интерес к красоте природы. Нельзя воспитать личность, не научив его наблюдать, видеть, сострадать, любить. И в этом ему поможет общение с природой. Самый эффективный способ-исследование.
Тема проекта Природа моего родного края: лишайники и мхи Ямала
Автор проекта Мильнов Владислав Евгеньевич7 лет, МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко
Руководитель: Байшева Луиза Иркиновна, воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко
Вид проекта По составу участников – групповой
По целевой установке – познавательный
По срокам реализации – краткосрочный
Участники проекта Педагоги, родители, воспитанники подготовительной группы «Почемучки»
Сроки проекта сентябрь 2017 г. – март 2018г.
Методы и формы работы:
- Прогулки
- Наблюдения
- Экскурсии
- Опыты
- Работа в мини-лаборатории
- Рассматривание иллюстраций
- Фиксация наблюдений
ВВЕДЕНИЕ
Я, Мильнов Владислав. Проживаю в Ямало-Ненецком автономном округе, в городе Муравленко. Вокруг города Муравленко много лесов и они богаты грибами, ягодами и лишайниками.
Проблема: Однако мой вопрос, что же такое мхи и лишайники вызвал затруднение у моей мамы Мильновой О.Н. Тогда я решил выяснить: Что такое мхи и лишайники? Как они растут? Есть ли у лишайников и мхов названия? Можно ли вырастить их в домашних условиях?
Цель: изучение лишайников и мхов, произрастающих на территории Ямала и формирование представления об условиях роста мхов и лишайников путем создания мини-лаборатории.
Задачи:
- сформировать представление о лишайниках и мхах путем создания виртуальной книги лишайников и мхов Ямала;
- развивать творческую исследовательскую активность;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.
Способы, методы и приемы проектирования:
поиск, систематизация, анализ и обобщение литературы по лихенологии и бриологии.
Объект исследования: лишайники и мхи
Предмет исследования: выращивание мха
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Гипотеза, которую мы выдвинули в ходе исследования: если мы изучим, строение лишайников и мхов, в каких условиях лучше растет мох, то сможем создать мини-лабораторию и в доступной форме сможем рассказать своим ребятам в группе о лишайниках и мхах.
Для решения данных задач нами использованы такие методы и приёмы: Прогулки в лес,
Наблюдения за лишайниками и мхами,
Опыты в мини-лаборатории,
Фиксация наблюдений.
Полученный продукт: виртуальная книга лишайников и мхов Ямала, мини-лаборатория
Участники проекта: Мильнов Владислав Евгеньевич, Мильнова Ольга Николаевна, воспитанники группы «Почемучки»
Руководитель: Байшева Луиза Иркиновна, воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка»
Время реализации проекта: сентябрь 2017 г. – март 2018г.
Ведущая деятельность: проектная, поисковая.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники: овладение детьми старшего дошкольного возраста знаниями в области изучения лишайников и мхов; повышение интереса у воспитанников к изучению научной литературы; развитие творческих способностей; формирование умения анализировать.
Родители: овладение практическими навыками в области изучения лишайников и мхов;
обогащение педагогического опыта: осознание базовых потребностей ребенка для его комфортного умственного развития; осознание уровня собственных знаний в области изучения растительности Ямала.
Педагоги: повышение компетентности в проектной деятельности; активизация интереса к проблеме изучения растительности Ямала; дополнительные возможности личностного и профессионального роста.
1 Основная часть
В Ямало-Ненецком автономном округе насчитывается 866 видов водных и наземных растений, в том числе: мохообразных — 70, лишайников – 60.
Мхи и лишайники появились миллионы лет назад. Они жили еще во времена динозавров, и по сей день на валунах, на деревьях и просто на влажной земле можно обнаружить эти растения.
1. 1 Все о лишайниках
Лишайник – это очень интересное растение. Ведь лишайник – это водоросли и грибы, живущие вместе. Гриб и водоросль так хорошо приспособились друг к другу, что образовали новое растение – лишайник.
1. 2 Вся правда о мхах
Мхи очень разнообразны. У некоторых из них тело расчленено на стебель и листья, а у некоторых оно представляет собой единое тело – слоевище.
Некоторые ученые считают, что мхи произошли от зеленых или бурых водорослей.
У мхов и лишайников нет семян. Они размножаются спорами – мельчайшими пылинками, не защищенными оболочкой и не содержащими питательных веществ. У мхов нет корня, есть лишь уже знакомые нам выросты-ризоиды, которыми растение крепится к земле, камню или дереву. Из-за этого мох не может получать воду и азот из почвы. Поэтому мхи поселяются в сырых местах, где они могут всей поверхностью впитывать воду и питательные вещества, растворенные в ней. Чаще всего мхи растут на почве, в которой мало питательных веществ – ведь здесь им не будут мешать расти другие растения.
1. 1.3 Значение лишайников и мхов
Мхи и лишайники считаются очень несовершенными растениями. Однако именно это «несовершенство» позволяет им жить в суровых условиях Севера.
Велико значение лишайников и мхов:
- Лишайники участвуют в закреплении почвы.
- Лишайники одни из первых поселяются на каменной поверхности вслед за грибами и водорослями (способны разрушать каменистый субстрат).
- Лишайники могут причинить деревьям косвенный вред, т. к. в слоевище лишайника часто поселяются насекомые-вредители.
- Лишайники — это важнейшие кормовые растения. В зимнее время являются основным кормом северных оленей — животных, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера.
- Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных, например, лося. Было замечено, что лоси нередко зимой тщательно объедают лишайники с древесных стволов, с сухих и опавших веток. Эпифитные лишайники поедают и другие животные, например белки, полевки и др.
- В медицине и ветеринарии эти так называемые лишайниковые кислоты используют как антибиотики (например, усниновая кислота), а в парфюмерной промышленности при производстве духов, одеколонов, шампуней — как ароматические вещества и фиксаторы запахов.
- Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нём угарного газа, соединений серы, азота и фтора
|