Стеценко Ольга Юрьевна, воспитатель МБДОУ д/с №8, г. Кстово Нижегородская область
«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.А. Сухомлинский
Детей постоянно окружает природа. Весной, летом, зимой и осенью. Дома и по пути в детский сад. Как часто, мы задумываемся о ее красоте? О заливистых зеленых лугах, бескрайних полях и лесах, переполненные яркими цветами, бабочками, жучками и птицами.
Скачать презентацию
Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров [3, с.53].
Часы и минуты жизни детей и в детском саду наполняются особым смыслом, если широко используется огромный духовно-нравственный потенциал добрых традиций [1, с.91].
Природа — наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке – так утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Воспитанники нашей группы проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного явления, которое бы не заинтересовало их. А наша задача, педагогов поддерживать этот интерес, формировать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Руководствуясь этими принципами, мной был разработан педагогический-проект по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы на тему: «Природа наш дом».
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного процесса теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры [2, с.87].
Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей.
Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (с 01. 11. 18 по 30. 11. 18 года).
Участники: дети второй младшей группы «Капелька», родители, воспитатель.
Задачи:
- Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.
Проект включает три основных этапа:
- 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми:
-Организация наблюдений и исследований
-Подбор сказок, рассказов, стихов, потешек, пальчиковых игр.
- Изготовление дидактических игр
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
- 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, совместная работа детей и родителей, работа с родителями:
-Участие родителей в акции «Покормите птиц зимой», родители совместно с детьми, создавали кормушки.
-Совместное творчество родителей с детьми, поделки из природного материала
-Организация выставки семейного творчества «Поделки из природного материала»
-Выставка-презентация кормушек (подведение итогов конкурса «Самая оригинальная кормушка)
- Проведение экологических бесед «Цветы на участке осенью»; «Осень запасами полна»; «Доброе, хорошее солнце»; «Расскажи Мишутке о комнатных растениях»; «Домашние животные»; «Синичкин праздник – 12 ноября»; «Дикие звери зимой»
- Чтение сказок, стихов, рассказов по экологии
Экологические сказки о растениях
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)
Экологические сказки о мусоре
- Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка
- Маша и Медведь (Экологическая сказка
- Нет места мусору (Экологическая сказка)
Стихи и потешки для детей:
«Цветок земли»; «Синичка»; «Воробей»; «Снегирь»; «Осень» А.Плещеев; «Осень наступила» И. Суриков; «Зима»
- Организация проведение дидактических игр: «Кто, где живет»; «Кто, что любит кушать»; «Назови животного и чем оно питается»
- Проведение занятий с применением ИКТ — технологий
- Показ презентаций «Берегите воду»; «В гостях у природы»; «Морские обитатели»; «Презентация о воде детям»; «Птицы»
- 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний:
- Проведение с детьми квест-игры «По лесным тропинкам»
В результате проведения проекта:
- Дети осознали необходимость в бережном отношении к природе и любви к ней
- Повышен интерес детей и родителей к проектной деятельности
- Пополнился словарный запас детей
-Подготовлены презентации к занятиям по экологическому воспитанию.
После проведения данного проекта я выяснила что, проектная деятельность имеет огромное значение для развития познавательных интересов детей, а также развивает познавательную активность, самостоятельность и творчество. Дети получили первичные представления о мире природы, многообразии животного и растительного мира родного края; простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранность природы. У детей сформировались практические знания, умения, навыки в уходе за растениями, животными. Активизировалась работа в уголке природы.
Литература
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2013.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Хрестоматия для чтения детям 3-4 лет, дома и в детском саду.
|